Украшения-«паспорта» из древней Сибири
Охотники, жившие много тысяч лет назад в Сибирской Арктике, могли использовать украшения как систему идентификации личности.
Экспедиция Института истории материальной культуры (ИИМК) РАН обнаружила на Янской стоянке (в низовьях реки Яны) множество украшений, принадлежавших древним охотникам, которые жили в Сибирской Арктике 28,5–27 тысяч лет назад.
Украшения делятся на три группы. Первая – это бусы. На одну верёвочку нанизывали или бусины из бивней мамонтов и костей зайцев и песцов, или подвески из зубов северных оленей, бизонов и песцов. Вторая группа украшений – налобные обручи («диадемы»), а третья – браслеты. И обручи, и браслеты вырезаны из бивней мамонтов.
В бусах часто повторяется число подвесок. Так, несколько раз археологи находили наборы по семь подвесок, представлявшие собой резцы животных, чаще всего – северного оленя. В такие наборы входили также бусины, которые при этом отличались размерами.
Украшения, вероятно, были магическими предметами (вспомним, что число семь считается особенным во многих культурах) – но не только. Руководитель экспедиции Владимир Питулько полагает, что они также могли работать как своеобразная система идентификации личности. Так, стандартное количество подвесок могло указывать на принадлежность к определенной крупной социальной группе, возможно, племенной.
С другой стороны, есть повторяющиеся элементы и в орнаментах на «диадемах», и, по словам Владимира Питулько, такие обручи могли соответствовать «неким субгруппам семейного клана». Наконец, браслеты были также украшены орнаментом, однако разные браслеты не повторяли орнамент друг друга, то есть каждый браслет был уникальным предметом, указывавшим на индивидуальность хозяина. В целом, как считает археолог, получался довольно хитроумный «паспорт», в котором бусы и подвески указывали на принадлежность к племени, налобные обручи – на принадлежность к семье, а браслет – на конкретную личность.
Анализируя сходства и различия в украшениях, Владимир Питулько делает вывод о весьма сложном социальном устройстве в древних арктических сообществах. По мнению исследователя, в группах охотников была внутренняя иерархия, и они знали, что у каждого есть собственная личность. Также археолог полагает, что подобные социально-информационные системы были распространены не только в Сибирской Арктике, но и по всей северной Евразии.
По материалам пресс-службы ИИМК РАН.