№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Мыши узнают крыс по запаху слез

Чтобы не попасться на обед крысе, мыши принюхиваются к брачным феромонам в крысиных слезах.

Мы все знаем, что слезы соленые, но мало кто слышал, чтобы слезы пахли. Между тем у некоторых животных – например, у мышей – в слезах есть феромоны: слезные железы самцов вырабатывают особый пептид, который настраивает самку на романтический лад. (Кое-кто скажет, что и людей порой слезы настраивают на романтический лад, но у людей во время слезливых объяснений в любви или примирений после ссоры, очевидно, срабатывают иные механизмы, связанные с эмпатией по отношению к другому человеку.)

В статье в Current Biology исследователи из Токийского университета пишут, что похожий «любовный» пептид есть и у крыс. Он также синтезируется в слезных железах взрослых самцов и также предназначен для самок, у которых пептид активирует вомероназальный орган, улавливающий феромоны – самка, почувствовавшая запах слез, перестает идти по своим делам и останавливается в ожидании кавалера.

Но, как оказалось, крысиный феромон чувствуют не только крысы, но и мыши. В ответ на его запах в мозге мышей активируются нейронные структуры, связанные с защитным поведением; животные замирают на месте, у них замедляется сердечный ритм и даже падает температура тела. Мышь как будто старается спрятаться, и неудивительно – крысы мышей едят, так что мыши ведут себя так, как и нужно себя вести, почувствовав хищника, от которого вряд ли сможешь убежать.

Когда у мышей с помощью методов генной инженерии отключали рецепторы в вомероназальном органе, то на брачный пептид крыс они уже не реагировали, то есть все дело действительно было именно в этом пептиде и в том, как его чувствует система детекции феромонов.

Наверно, крысиный пептид можно использовать, чтобы отпугивать мышей, хотя самих авторов работы здесь больше интересуют вопросы более фундаментального плана. Скажем, как так оказалось, что одна и та же молекула запускает столь разные поведенческие реакции у двух достаточно близких видов? И, если это в принципе оказалось возможным, нет ли в природе других примеров того, как потенциальная жертва ради собственной безопасности «подслушивает» душистые любовные признания своих врагов?

По материалам Phys.org.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее