№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

В центре памяти нашли тревогу и страх

Управляя страхом, гипппокамп помогает понять, как вести себя в конфликтной ситуации.

Расположение гиппокампа в мозге человека. (Фото: Dr. Curtis Cripe / Flickr.com
Срез через гиппокамп мыши; нейроны зоны CA1 окрашены зеленым, нейроны CA3 – синим. (Фото: NIH Image Gallery / Flickr.com

Даже те, кто довольно далек от нейробиологии, наверняка знают, что такое гиппокамп – особый участок мозга, который служит одним из главных центров памяти; считается, что здесь формируется кратковременная память и что ее превращение в долговременную начинается тоже здесь.

Другая функция гиппокампа, про которую часто можно услышать – это ориентирование на местности. Еще в конце 60-х годов нейробиологи обнаружили в гиппокампе своеобразные клетки, которые реагировали на определенный ландшафт вокруг. Их назвали нейронами места, их предназначение – хранить разнообразные карты местности и вспоминать соответствующую карту, когда индивидуум придет туда, где уже когда-то побывал (то есть, как видим, работа нейронов места опять же связана с определенной памятью).

Однако в мозге редко встречаются структуры, которые специализируются исключительно на чем-то одном – даже если это такая сложная вещь, как память. Гиппокамп входит в так называемую лимбическую систему мозга: комплекс достаточно древних структур, которые отвечают, среди прочего, за эмоции и мотивацию. И в последнее время стали появляться данные, что и гиппокамп – точнее, его передняя часть – тоже участвует в управлении эмоциями.

Эмоциональным функциям гиппокампа посвящена недавняя статья в Current Biology, опубликованная исследователями из Университета Торонто. Анетт Шумахер (Anett Schumacher) и ее коллеги экспериментировали с крысами, которым организовывали конфликт типа «приближение–избегание».

Это стандартный психологический тест, когда нужно выбрать, ввязываться ли в какую-то стрессовую ситуацию или постараться ее избежать, то есть выбор зависит от того, насколько индивидууму страшно и тревожно в сложившихся обстоятельствах. Например, представим, что нас зовут в гости, но мы знаем, что встретим там крайне неприятного человека. Между тем в гости все же хочется, и тут уж мы должны прислушаться к себе, насколько мы боимся некрасивой ситуации, которая может произойти от нежелательной встречи.

Примерно то же было с крысами: они могли либо решиться на конфликт с другой крысой, либо уйти от столкновения. Оказалось, что если у животных подавляли активность нейронов в районе CA1 гиппокампа, они старались конфликта избежать (то есть в норме CA1 работает на конфликт); если же подавляли активность в другой зоне гиппокампа, в районе CA3, то крысы, наоборот, смело конфликтовали (а значит, в норме CA3 работает против конфликтов).

Про обе эти зоны обычно говорят, что они участвуют в обработке информации: данные идут от зубчатой извилины гиппокампа сначала в CA3, а потом из CA3 в CA1. Однако в том, что касается эмоций, CA3 и CA1 действуют противоположным образом: одна – за, другая – против конфликта.

Очевидно, в жизни обычно все решает баланс и сравнительная активность обеих зон. Можно предположить, что если в поведении проявляется патологическая тревожность, если по любому, даже самому ничтожному поводу возникает сильный страх и нежелание что-либо делать, то причиной тому могут быть аномалии в работе гиппокампа.

Однако прежде чем планировать тут какие-то новые методы лечения депрессий и хронических тревожностей, нужно более подробно изучить, как гиппокамп влияет на эмоциональную сферу у людей. Не менее интересно было узнать, как влияют друг на друга те функции гиппокампа, которые связаны с памятью, и те, которые связаны с эмоциями – возможно, отчасти благодаря ему наши воспоминания делятся на приятные и неприятные.

Здесь можно вспомнить другой яркий случай, когда у зоны мозга обнаруживали неожиданные функции. Так, миндалевидное тело, или амигдала, издавна называли центром страха, однако потом пришлось признать, что от амигдалы зависит не только страх, но и другие эмоции, вплоть до чувства удовольствия, а у хищников то же миндалевидное тело еще и управляет охотничьим поведением.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее