На Тамани нашли греческий шлем

Шлем принадлежал воину, который, скорее всего, погиб вдали от дома и был погребен в простой могиле.

Шлем коринфского типа, найденный в некрополе «Волна-1». (Фото Института археологии РАН)
Общий вид захоронения воина-всадника. (Фото Института археологии РАН)
Эволюция греческих шлемов с VIII по V века до нашей эры. (Peter Connolly, The Greek Armies, 1977, p. 34-35)
Амфора, найденная в захоронении. (Фото Института археологии РАН)
Бюст Афины. Копия II века нашей эры, Мюнхенская глиптотека.

Сотрудники Института археологии РАН при раскопках  захоронений V века до нашей эры на Таманском полуострове обнаружили греческий бронзовый шлем. Такие шлемы носили воины во времена классической Греции, именно в них скульпторы изображали Перикла и богиню Афину. И это первая подобная находка в Северном Причерноморье.

Сочинская экспедиция Института археологии под руководством Романа Мимохода уже третий год проводит раскопки некрополя «Волна-1», который находится в четырех километрах к северу от поселка Волна у подножия горы Зеленская в юго-западной части Таманского полуострова. Это поселение, достаточно крупное для своего времени, возникло в период позднего бронзового века. Со второй четверти IV века до н. э. и до VI века до н. э., в период колонизации Северного Причерноморья здесь существовал греческий полис. За время работы экспедиции археологи исследовали более 600 захоронений тех, кто в нем жил.

В ту эпоху значительная часть Таманского полуострова входила в состав Боспорского царства – эллинистического государства, располагавшегося по обе стороны Керченского пролива. Собственно греческие полисы занимали территории, как непосредственно примыкавшие к морю, так и в некотором отдалении от него, а за их пределами жили оседлые и кочевые племена синдов, меотов и, возможно, киммерийцев.

Были ли на Тамани какие-либо варварские поселения, существовавшие одновременно с греческими полисами, исследователи пока не знают. Но полисы не были герметичны: их жители вели активную торговлю с местными племенами, и постепенно в их культуру и быт проникали местные традиции. Об этом свидетельствует, в частности, найденная в 2017 году солонка с греческой надписью, из которой следовало, что она принадлежала жене некоего Ататея. По словам Романа Мимохода, греческая женщина написала бы свое имя; то, что жену определили через ее мужа, как раз говорит о влиянии варварской культуры.

Сезон раскопок 2018 года начался недавно, но сделанные находки можно смело назвать уникальными. Во-первых, археологи обнаружили захоронения воинов-всадников, отличающиеся от найденных ранее. В погребениях, расположенных по внешней стороне некрополя, воины лежат с оружием, а рядом с ними лежат взнузданные кони. В некоторых могилах на сосудах встречаются граффити с греческими именами. Воинов хоронили по одинаковому обряду, и датируются захоронения они одним временем – предположительно третьей четвертью и началом последней четверти V века до н. э.

Во-вторых, самая интересная находка – шлем, о котором шла речь в самом начале. Такой тип шлемов появился в Греции еще в VI веке до н. э. и активно использовался до второй четверти V века до нашей эры. «Шлем относится к коринфскому типу, группе «Гермиона» и датируется первой четвертью V века до нашей эры. Единственный подобный шлем на территории бывшей Российской империи был найден в середине XIX века в Киевской губернии в кургане у села Ромейковка. В греческих городах Северного Причерноморья подобные шлемы ранее не встречались», – говорит руководитель экспедиции Роман Мимоход.

Коринфский шлем стал одним из символов Древней Греции классического периода – как было сказано выше, именно такие шлемы изображены на греческой вазописи, на статуе Афины и воинов-гоплитов с рельефов Парфенона, на голове Перикла. Первые «модели» шлемов полностью закрывали голову и были похожи на ведро с прорезями для глаз. Шлем полностью защищал голову, но ограничивал обзор по сторонам, поэтому считается, что воины в таких шлемах, как правило, сражались в фаланге, в которой воину не было нужно следить за передвижениями врага сбоку. Позже шлемы стали делать так, чтобы воин мог поднять шлем и сдвинуть назад. Такой возможностью обладали почти все развитые типы шлемов. Их верх часто украшали гребнем из конского волоса. Одновременно существовали другие, открытые типы шлемов.

Шлемы находят довольно редко и встречаются они в основном в погребениях знатных воинов.   В погребениях боспорской знати они появляются с IV века до н. э. По мнению Романа Мимохода, шлем из погребения «Волна-1» принадлежал греческому воину, погибшему в бою. Неизвестно, в какой войне он участвовал,  это вполне могла быть завоевательная война Боспора против Синдики – государства, располагавшегося в южной части Таманского полуострова.

Заведующий Отделом классической археологии ИА РАН Владимир Кузнецов считает, что шлем указывает на социальный статус воина. «По всей видимости, он погиб в битве и оказался похороненным не в родном городе, а поблизости от места гибели. Именно поэтому могила представляет собой не склеп, а простое погребение. Шлем свидетельствует о его статусе как полноправного гражданина какого-то полиса, вероятнее всего одного из боспорских городов, а также об определенном уровне благосостояния», – считает Владимир Кузнецов.

По материалам пресс-службы Института археологии РАН.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее