Как иммунитет помогает метастазам

Чтобы отправиться в путешествие, раковые клетки используют молекулярные «леса» из белка фибрина, которые делают для них иммунные клетки.

Трехмерная модель моноцита. (Иллюстрация: Blausen.com staff (2014). "Medical gallery of Blausen Medical 2014". WikiJournal of Medicine 1 (2)
Моноциты в световом микроскопе. (Фото: Dr Graham Beards / Wikipedia

Иммунитет должен защищать нас от рака, но раковые клетки, как известно, часто уходят из-под удара, и даже, более того, ухитряются использовать некоторые иммунные уловки в свою пользу.

Некоторое время назад мы писали о том, что раковым метастазам помогают распространяться ДНК-сети, в которые иммунные клетки нейтрофилы ловят бактерий: странствующие злокачественные клетки с помощью ДНК-сетей лучше проникают в здоровые ткани.

Другой пример того, как иммунитет помогает опухолям метастазировать, описывают в Nature Communications исследователи из Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл. На этот раз речь идет о других клетках – моноцитах, точнее, об одной группе моноцитов, которые помогают залечивать раны. Они выделяют белок системы свертывания крови – коагуляционный фактор XIIIa, или фибринстабилизирующий фактор.

Реакция свертывания крови заканчивается формированием пробки-сгустка, закрывающей брешь в кровеносном сосуде, и состоит такая пробка из тромбоцитов и нитей белка фибрина. Фактор XIIIa нужен для того, чтобы фибриновая сетка была прочна и надежна – фактор сшивает между собой нити фибрина и заодно прикрепляет к ним некоторые другие белки, благодаря чему значительно повышается прочность фибринового тромба и его устойчивость к расщеплению.

В экспериментах со сквамозной карциномой легких (на которую приходится 30% всех случаев рака легких) удалось выяснить, что опухолевые клетки выделяют некий сигнальный белок CCL2, который привлекает «ранозалечивающие» моноциты. Эти моноциты выделяют фактор XIIIa, и в результате рядом с раковыми клетками появляются конструкции из сшитых фибриновых нитей. Раковые клетки начинают карабкаться по фибриновым «лесам», покидают опухоль и отправляются колонизировать другие органы.

Чтобы оценить, насколько важна для опухолей помощь иммунных клеток, исследователи подавляли в опухолевых клетках синтез сигнального CCL2. Оказалось, что у мышей со сквамозной карциномой, чьи клетки не могли синтезировать CCL2, образуется намного меньше метастазов – вторичных очагов болезни. Также удалось показать, что если в опухоли формируется много фибриновых микросгустков, то такая опухоль будет метастазировать намного активнее. Появление же метастазов можно подавить, не только отключая CCL2 у раковых клеток, но и запрещая моноцитам реагировать на этот сигнальный белок.

Конечно, метастазирование зависит от множества факторов, но если подавить иммунную помощь опухолям, то, очевидно, риск метастазов можно значительно уменьшить. Как это можно проделать с наибольшей эффективностью – действуя на опухоль, или на сами иммунные клетки, или как-то еще – покажут дальнейшие исследования.