Приемные соколы-балобаны прижились в алтайских гнездах

Проект по возрождению редкой формы сокола-балобана успешно продолжается.

Сокол-балобан. (Фото: Paul Jones / Flickr.com
Птенцы сокола-балобана в гнезде. (Фото пресс-службы Алтае-Саянского отделения WWF России)

Более темные, чем другие, соколы-балобаны встречаются только в горах Алтая и Саяна. Не так давно птицы с уникальным «алтайским» фенотипом были широко распространены в Южной Сибири. Но сегодня их стало сильно меньше из-за отлова для соколиной охоты в странах Персидского залива. Браконьеры отлавливали в первую очередь птиц редких окрасок, из-за чего темные алтайские балобаны оказались на грани уничтожения.

Их возрождением Алтае-Саянском экорегионе сейчас занимаются несколько организаций. В роли орнитологов-экспериментаторов выступают специалисты новосибирской организации «Сибэкоцентр» и Российской сети изучения и охраны пернатых хищников (RRRCN) при поддержке фонда «Мир вокруг тебя», корпорации «Сибирское здоровье» и Алтае-Саянского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF). В рамках этого проекта птенцы сокола-балобана, выращенные в питомниках редких птиц «Витасфера» (Москва) и «Алтай Фалькон» (Барнаул), в начале июня с величайшей осторожностью были доставлены в Южную Сибирь на самолете и автомобилем. Чтобы не привлекать браконьеров, эксперты даже не говорят заранее о том, куда именно привезли птенцов. Изначально орнитологи планировали высадить двадцать балобанят, но за несколько часов до отправки птиц из питомника оказалось, что у одного птенца повреждена лапа, и его решено было в дикую природу не отправлять.

Их подсадили в заранее выбранные гнезда диких балобанов, где у птиц уже вывелись свои птенцы. «В каждое гнездо, где в среднем находилось от одного до четырех диких птенцов, мы также высаживали от одного до четырех птенцов из питомника. Балобаны считать не умеют и не отличают приемышей от своих детей, хотя балобанята из питомника старше по возрасту и больше по размеру», – говорит Елена Шнайдер, участница проекта, сотрудница «Сибэкоцентра» и RRRCN.

Впервые такую операцию в России провели в прошлом году с десятью балобанятами, и сейчас гнезда для новых приемных птенцов орнитологи выбирали с учетом опыта прошлого года. Места выбирали в отдалении от участков обитания других хищников, например, филинов (год назад филин погубил двух птенцов). Гнезда должны были быть крепкими и не разрушаться до вылета балобанят. Эксперты отказались от подсадки птенцов в высокогорье: здесь мало подходящих гнезд, а кормовая база скудна, так что в прошлом году в такие гнезда приходилось ежедневно добавлять подкормку в виде грызунов. Нынешним летом орнитологи регулярно подкармливали птенцов только в трех гнездах из десяти, остальные птицы получали «добавку» только во время непогоды, когда приемным родителям сложно охотиться.

«Практически все птенцы подсажены в искусственные гнездовья на специальных платформах. Такие опоры с платформами устанавливали в 2006, 2009 и 2011 годах, чтобы обеспечить дневных хищных птиц дополнительными местами для гнездования, – говорит Александр Куксин, заместитель директора заповедника «Убсунурская котловина». – Балобаны успешно селятся на таких искусственных платформах и выводят птенцов». Кстати, во время высадки птенцов в этом году специалисты обнаружили гнездо балобанов именно с темной «алтайской» окраской – они оказались единственной парой диких птиц, которая здесь сохранилась.

На шести гнездах из десяти специалисты установили камеры наблюдения, позволяющие отслеживать поведение приемных родителей, состояние птенцов и определять необходимость подкормки. Наблюдать за гнездами будут вплоть до вылета птенцов. В настоящее время одно из гнезд два птенца уже покинули, приемные родители кормят их уже за пределами гнезда. (Видео с камер наблюдения не гнездах можно посмотреть на youtube-канале Игоря Карякина, руководителя проекта и специалиста «Сибэкоцентра».)

В конце июня, после того, как птенцы подрастут и начнут вылетать из гнезд, орнитологи планируют снабдить несколько птиц специальными GPS-трекерами, чтобы следить за их дальнейшей судьбой. Этот метод используют орнитологи во всем мире для изучения путей миграции птиц, анализа поведения и разработки мер охраны редких видов. Птицы почти не замечают передатчики, спокойно себя ведут и успешно охотятся.

По словам Игоря Карякина, руководителя проекта и специалиста «Сибэкоцентра», есть шанс, что благодаря проекту, настоящие "алтайские" балобаны снова будут гнездиться в горах Алтая и Саян в прежнем количестве.

По материалам пресс-службы Алтае-Саянского отделения WWF России.