Избыток логического мышления вреден для здоровья?
Что такое «лезть в бутылку» и «бить баклуши», больные аутизмом не понимают.
Исследователи из Института эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН (Санкт-Петербург) предприняли попытку найти причину недуга у детей, больных аутизмом, изучив роль левого и правого полушария в их речесмысловом мышлении. Для этого они исследовали, как такие дети понимают метафоры (образные выражения) и идиомы (например, "бить баклуши", "сматывать удочки", «синий чулок») в сравнении со здоровыми ровесниками. Ранее было установлено, что понимание метафор и идиом находится в компетенции правого полушария -- оно отвечает за образное мышление. Логическое же мышление связано с деятельностью левого полушария. С другой стороны, сегодня общепризнанно, что нервно-психические заболевания сопровождаются нарушением межполушарного взаимодействия.
Всего было обследовано 8 мальчиков от 10 до 15 лет с диагнозом детского аутизма – у них отсутствовала потребность в общении. Параллельно особенности мышления исследовали и у 55 здоровых детей от 7 до 15 лет. Каждому ребенку одновременно предлагали прочитать три карточки, на одной из которых была напечатана метафора (например, «горит восток»), на другой – формально сходная с ней фраза (например, «горит дом»), и на третьей – фраза, интерпретирующая данную метафору (например, «восходит солнце»). Ребенок должен был положить вместе карточки с фразами, которые, по его мнению, подходят друг другу. Очевидно, что правильными считались ответы, когда вместе оказывались метафоры и их интерпретации. Тестирование показало, что здоровые дети-отличники понимают 90% метафор, «хорошисты» - 69%, а двоечники показали те же результаты, что и дети, больные аутизмом – правильных ответов оказалось 41 и 43% соответственно. Сходные результаты были получены при изучении понимания идиом.
Исследователи сделали вывод, что у больных детей, более активно работает левое полушарие, ответственное за логическое теоретическое мышление, а также, что они испытывают дефицит образного метафорического мышления. А от этого, в свою очередь, страдает естественный способ усвоения новой информации. Отсюда и боязнь всего нового.