Лекарство от диабета помогает при радиоактивном облучении

Препарат метформин заставляет организм поскорее избавиться от опасного клеточного мусора, появившегося из-за радиации.

Клетка человека с окрашенными оранжевым лизосомами – хранилищами переваривающих ферментов для аутофагии. (Фото Rachael Dunlop / Flickr.com

Метформин – одно из самых известных лекарств против диабета второго типа: он повышает чувствительность клеток к инсулину, а инсулин, в свою очередь, заставляет клетки поглощать глюкозу из крови. Но у метформина есть и другие полезные свойства. Например, известно, что он тормозит процессы старения, что он может работать против злокачественных клеток и что он повышает эффективность лучевой терапии опухолей.

Еще один полезный эффект у метформина описывают в Mutation Research/Genetic Toxicology and Environmental Mutagenesis исследователи из Института теоретической и экспериментальной биофизики (ИТЭБ) РАН. Ранее сотрудники Лаборатории радиационной молекулярной биологии ИТЭБ РАН обнаружили, что метформин стимулирует апоптоз и аутофагию. Апоптозом называют программу клеточной смерти, которая запускается, когда клетка выходит из строя и грозит неприятностями для окружающих (скажем, если в клеточной ДНК накопилось слишком много повреждений, и клетка рискует превратиться в злокачественную). Аутофагия – это уничтожение дефектных органелл внутри самой клетки. Например, если взять митохондрии, которые занимаются тем, что помощью кислорода добывают для клетки энергию, то в них в качестве побочного продукта постоянно появляются кислородные радикалы – очень агрессивные молекулы-окислители. Сами митохондрии эти радикалы и обезвреживают, но бывает, что обезвреживающий биохимический механизм отказывает, и митохондрия становится просто опасной – в таком случае клетка ее утилизирует с помощью аутофагии.

Таким образом, метформин, активируя апоптоз и аутофагию, способствует удалению дефектных клеток и клеточных органелл. Мы знаем, что своевременная уборка клеточного и молекулярного мусора помогает пережить стрессовые условия, и потому в своих новых экспериментах Серажутдин Абдуллаев и его коллеги решили проверить, как подействует препарат в стрессе, а именно при ионизирующей радиации.

Оказалось, метформин и впрямь помогал крысам пережить рентгеновское облучение, причем в моче у животных, которым после облучения вводили лекарство, появлялось много ДНК, как ядерной, так и митохондриальной. ДНК в моче появлялась из-за разрушения клеток, а то, что ее было больше при использовании метформина, говорило о том, что он активирует мусороуборочные системы, помогая организму избавиться от опасных клеток и поврежденных органелл, которые могут запустить какую-нибудь патологию. Возможно, в перспективе метформин будут использовать еще и как радиопротектор, но сначала нужно убедиться, что в этом качестве он достаточно эффективен не только у крыс, но и у человека.

Работа поддержана грантом РФФИ.

По материалам пресс-службы ИТЭБ РАН.