№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

В окрестностях Суздаля нашли печать древнерусского сановника

На печати сохранилось имя ее владельца, что делает находку бесценной для ранней истории северо-восточной Руси.

Печать Дамиана, найденная при раскопках в Суздальском Ополье. (Фото: ИА РАН)
Металлический образок с изображением святых мучеников Космы и Дамиана. Суздальское Ополье, XII век. (Фото: ИА РАН)
Изображение святых Космы и Дамиана. Филофеевская ставротека, XII век, Византия. (Фото: ИА РАН)
Раскопки средневекового селища под Суздалем. (Фото: ИА РАН)
Суздаль. Центральная часть средневекового города. Рождественский собор. (Фото: ИА РАН)

Славянское расселение в Суздальском Ополье, занимающем часть Владимирской и Ивановской областей в бассейнах рек Нерли и Колокши, началось не позднее X в.

Cуздальское Ополье, с его высокой плотностью средневековых поселений, стало в X–XII веках основным ядром Северо-Восточной Руси, а Суздаль в начале XII века приобрел значение важного политического центра, на полстолетия занявшего доминирующее положение в Ростово-Суздальской земле.

Первые археологические раскопки здесь были проведены еще в середине XIX века. Новый этап исследований был начат в 2001 году археологами Института археологии (ИА) РАН. Главными объектами изучения с этого времени являются «селища» – сельские поселения, значение которых ранее недооценивалось.

В нынешнем году в ходе работ на одном из селищ сотрудники ИА РАН обнаружили свинцовую печать начала XII века, принадлежавшая неизвестному ранее Дамиану – возможно, наместнику князя, в управлении которого могли находиться суздальские земли, либо духовному лицу.

Значение этой печати трудно переоценить, и вот почему. В Древней Руси лица, имевшие власть, – князья, их приближенные и верхушка духовенства – имели собственные печати, которыми скреплялись официальные документы. Металлические (в основном свинцовые) двусторонние вислые печати оттискивали матрицей в виде щипцов и прикрепляли на шнуре к документам, написанным на пергаменте. Таких печатей домонгольской эпохи известно несколько тысяч, но в основном их находили на северо-западе Руси, в Новгороде (где найдено более 800 печатей), Пскове, Белоозере, Рюриковом городище. А вот печатей с северо-востока Руси известно совсем немного.

«Находка открывает новое имя в ранней истории Ростово-Суздальской земли, которая крайне бедна сведениями о действующих лицах той эпохи. Для Новгорода появление новых имен исторических деятелей домонгольской эпохи – рутинное событие: благодаря берестяным грамотам историкам известны множество людей, относящихся к разным слоям общества. В северо-восточной Руси ситуация совершенно иная – сегодня мы знаем разве что несколько имен князей и епископов, которые есть в общерусских летописях. За последние полвека не появилось ни одного нового имени, относящегося к этой эпохе и этому региону. Поэтому появление нового исторического персонажа, нового не-княжеского имени – настоящая сенсация», – говорит руководитель экспедиции, директор ИА РАН Николай Макаров.

Хотя грамоты, к которым прикрепляли печати, как правило, не сохраняются, печати и сами по себе могут рассказать о статусе их владельца, открыть его имя и уточнить место своего хозяина в светской или церковной иерархии. Многие домонгольские печати несут на лицевой стороне русскую или греческую благопожелательную надпись «Господи, помози рабу своему…», а на оборотной стороне – изображение святого, в честь которого владелец печати получил свое крестильное имя.

Печать, найденная в Суздальском Ополье, представляет собой круглую пластину диаметром около 22 мм и толщиной около 2 мм. На лицевой стороне изображено двое святых: по оттиску можно понять, что они изображены анфас, у них округлые молодые безбородые лица, у левого – кудрявые волосы. Правая рука левого святого показана в благословляющем жесте, положение левой неясно. У правого святого в правой руке находится какой-то вытянутый предмет, возможно, кодекс или сосуд, левая рука поднята. Святые облачены в хитоны: на груди и плечах можно увидеть складки одежды. Головы святых в точечных нимбах, в центре печати над нимбами буквы ОA, вокруг изображения точечный ободок.

По сторонам изображений находятся колончатые надписи: возле левого святого – КОСМ, возле правого – ДАМИАН. Все это дает основание предполагать, что на печати изображены святые Косма и Дамиан, почитавшиеся как мученики, бессребреники, чудотворцы и врачеватели. Парные изображения мучеников Космы и Дамиана хорошо известны в византийской и русской иконографии. Они изображались с крестами в правых руках и с «сосудцами» для лекарств в левых, или с «перьями», использовавшимися в средневековье для нанесения лекарственных мазей.

Состояние суздальской печати не позволяет прояснить все детали изображений, однако очевидно, что мученики изображены без крестов и без «перьев» в правых руках. Сходный иконографический вариант изображения святых бессребреников, представляющий Косму с правой рукой в благословляющем жесте, представлен на хранящейся в музеях Московского Кремля «Филофеевской ставротеке» – ящичке для хранения частиц святого креста. Ставротека была изготовлена в Византии в XII веке, попала на Русь в XIV веке и стала одной из родовых святынь московского княжеского дома.

Греческая надпись на лицевой стороне печати: KEBO | HYHTVS | DWLVDA | MIANO (Κ[ύρί]ε βοήϑ[ε]ί τῶ σ[ω] δ[ο]υλω Δαμίανο) переводится как: «Господи, помоги рабу своему Дамиану» и дает ясное указание на имя лица, скреплявшего документы печатью: его звали Дамианом. Кем был Дамиан? По мнению исследователей, он, безусловно, занимал высокое положение в обществе и мог быть как ближайшим советником князя, так и представителем церкви. Судя по оформлению буллы и датировке памятника, он жил во второй половине XI – начале XII века.

В летописях не упоминаются князья с таким крестильным именем, жившие в это время, поэтому остается предположить, что обладатель печати был высокопоставленным представителем княжеской власти, в управлении которого могли находиться суздальские земли, советником князя, или церковным иерархом: в истории Ростовской епархии и в списке епископов, занимавших ростовскую кафедру, есть значительные пробелы, приходящиеся на конец XI – начало XII века.

Так или иначе, деятельность Дамиана была связана с ростово-суздальскими землями. Косвенным подтверждением тому служат найденные на территории Северо-Восточной Руси круглые металлические образки с погрудными изображениями парных святых, точно копировавшими изображения святых на печати. На этих образках нет надписей, обозначающих имена святых, и долгое время их идентифицировали как апостолов Петра и Павла. Но на экземплярах с хорошим качеством отливки отчетливо видно, что святые на образках – безбородые, и поэтому не могут быть первоапостолами.

Сопоставление суздальской печати с образками не оставляет сомнения в том, что на иконках – то же самое изображение, что и на печати. Подобные круглые иконки с Космой и Дамианом находили в различных областях Руси, от Среднего Поднепровья до Новгорода, однако более половины экземпляров происходит с территории Северо-Восточной Руси. Несколько таких образков найдены в последние годы на селищах Суздальского Ополья.

Печать с изображениями Космы и Дамиана – чрезвычайно редкая находка. За всю историю раскопок было найдено лишь несколько печатей, оттиснутых такой же матрицей, при том только две из них описаны учеными: это печать, найденная на Новгородском (Рюриковом) городище (описана и введена в научный оборот в исследовании Янина и Гайдукова «Актовые печати Древней Руси X-XII вв.», изданном в 1998 году), и печать из собрания Государственного Эрмитажа, в которое она вошла как находка из Белоозера.

Еще четыре буллы с изображением Космы и Дамиана находятся в частных коллекциях, но они документированы как грабительские находки из Суздальского Ополья, округа Плещеева озера и из Рязанского Поочья. «Находка 2018 года из Суздальской округи стала единственной печатью этого типа, полученная в результате легитимных археологических исследований и единственной находкой с надежно документированным контекстом», – отмечает Николай Макаров.

Вместе с печатью на средневековом поселении найдены и другие предметы, характерные для повседневного обихода древнерусской знати. Среди них металлическая накладка на сумку с плетеным орнаментом, бронзовый позолоченный колт (полая подвеска, крепившаяся к головному убору) с изображением фантастического животного и амулет-змеевик, на лицевой стороне которого помещено изображение Богоматери с младенцем на троне, а на обороте – изображение Горгоны.

Как полагают исследователи, подобные находки обозначают присутствие на сельских поселениях дворов княжеских слуг, бояр и других представителей социальной элиты того времени.

 По материалам пресс-службы ИА РАН


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее