№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Потерянный новгородский храм XIV века вытаскивают на свет

Церковь Андрея Юродивого на Ситке, до недавнего времени почти скрытую под землей, можно музеефицировать и подготовить для широкого показа.

Церковь Андрея на Ситке. Дореволюционная фотография из архива Института истории материальной культуры РАН.
Вид на церковь и мельницу. Дореволюционное фото из архива Института истории материальной культуры РАН.
Икона Андрея Юродивого с житием. XVI век. Государственный Русский музей.
Ситецкий холм. Аэрофотосъемка 2018 года. (Фото ИА РАН)
Раскрытая в 2018 году восточная часть церкви Андрея на Ситке. (Фото ИА РАН)

Сотрудники Института археологии (ИА) РАН открыли хорошо сохранившуюся стену каменной церкви Андрея Юродивого на Ситке – главного храма Ситецкого монастыря, полностью разрушенного к настоящему времени.

Как полагают исследователи, церковь в XIV веке построили на месте деревянного храма в Ситецком монастыре, который в то время уже существовал и который стоял на окраине Новгорода на высоком холме на берегу Волховца.

В те времена здесь на холмах находилось множество монастырей: Шилов, Коломецкий, Сковородский, Аргамаков, Лядский, Нередицкий, Кириллов, Ковалев и Сокольницкий. Сегодня из них сохранились только Нередицкая церковь и храм Спаса на Ковалеве, а о ближайшем к Ситецкому Кириллову монастырю напоминает лишь аллея из плакучих ив, идущая от Ситецкой переправы.

Дата постройки церкви Андрея Юродивого известна очень хорошо, так же как и имя заказчика. В III Новгородской летописи упоминается, что «В лето 6879 (1371 год от Р. Х.) поставлена церковь каменну святаго Андрея Блаженного из монастырь из Ситецк», а во II Новгородской летописи называется и имя заказчика – ею была Наталья: «того же лета постави Наталья церковь камену святаго Андрея Уродиваго».

Обстоятельства, побудившие Наталию построить церковь, неизвестны. Но в Новгородских летописях ее имя встречается еще один раз: в 1361 году некая боголюбивая Наталья и ее сын Семен Андреевич «заложиша церковь камену святаго Федора на Федорови улице» (сейчас – церковь Федора Стратилата на Торговой стороне). Исследователи не исключают, что это одна и та же Наталья, и предполагают, что церковь Андрея Юродивого она построила в память о муже.

У храма довольно редкое посвящение – в честь Андрея Юродивого, день памяти которого приурочен к празднику Покрова Богородицы. По преданию, когда Царьград окружил неприятель, жители города собрались в храме Пресвятой Богородице на Влахернах. Во время молитвы Андрей увидел Богоматерь, которая сняла с себя покрывало и простерла над молящимися, даруя им защиту. Эта история стала основой для религиозного праздника Покрова Богородицы, который князь Андрей Боголюбский установил в XII веке.

Современные исследователи полагают, что самый древний и наиболее полный список жития юродивого, датируемый второй половиной XIV века, может быть связан с новгородским Ситецким монастырем, так же как и икона XVI века из собрания Русского музея, где юродивый представлен с клеймами жития. По последним данным, эта икона принадлежит кругу произведений мастерской новгородского архиепископа Макария и датируется концом 30-х – началом 40-х годов XVI века.

Монастырь неоднократно упоминается в летописях, но уже в 1611 году он приходит в упадок. К началу XX века лишь его главный храм и небольшая деревянная мельница остаются единственными уцелевшими от монастыря зданиями. В 1931 году специальная комиссия закрывает церковь как бесхозную; храм решают использовать под пороховой склад, зашить окна и обнести колючей проволокой. Артобстрел в августе 1941 года окончательно разрушает здания Кириллова и Ситецкого монастырей.

В 1960-х сотрудники Новгородских реставрационных мастерских сняли план с руин храма, еще сохранявшихся над землей. Но уже в 80-х годах от церкви остается только один торчащий кусок стены, и когда к работам на месте храма наконец приступили археологи, на земле не было ни малейших следов того, что когда-то здесь было построено. Притом у церкви Андрея Юродивого есть статус федерального памятника архитектуры.

Как говорит заместитель руководителя Новгородского архитектурно-археологического отряда ИА РАН Марина Вдовиченко, «церковь Андрея Юродивого на Ситке – как призрак: с одной стороны, она внесена в список памятников федерального значения и стоит на госохране, а с другой стороны, ее по сути нет... Когда мы пришли сюда в 2013 году, здесь вообще ничего не было. Не то что не сохранилось каких-то следов кладки – была просто всхолмленная земля, которая зарастала бузиной, ивами и кустарником. Если бы мы здесь все не расчистили, то этот объект можно было бы просто потерять. Никто бы даже и не знал, что здесь стоит храм». Когда археологи раскрывали стены в прошлые годы, те оказывались высотой всего 50-70 сантиметров. Но сейчас, по словам Марины Вдовиченко, удалось раскрыть восточную часть храма, которая оказалась очень высокой и хорошо сохранившейся: «Апсида сохранилась на очень большую высоту – более двух метров. Фактически готовый к реставрации памятник».

О том, какой была церковь Андрея Юродивого, сейчас можно судить лишь по фотографиям и архивным описаниям. Она была похожа на классические новгородские храмы второй половины XIV века: с четырьмя столбами, одной апсидой и одним куполом. В ней не было фресок, что, видимо, и предопределило ее не самую удачную реставрационную судьбу: в отличие от других новгородских храмов, церковь Андрея Юродивого не стали восстанавливать в первую очередь.

Археологические работы последних лет позволили уточнить архитектурные особенности храма: в частности, исследование фундамента показало, что у него исключительная глубина – не менее семи рядов средних валунов. В исследованных памятниках того времени таких глубоких фундаментов нет, и в будущем предстоит выяснить, почему зодчие решили заложить здание настолько вглубь земли.

Сопоставление плана церкви Андрея на Ситке с планами близких по времени храмов показало, что она выглядит как полная уменьшенная копия храма Федора Стратилата, известного шедевра новгородской архитектуры. Такой прием, как отмечают исследователи, был характерен для небольших монастырских храмов.

Как пояснил руководитель Новгородского архитектурно-археологического отряда ИА РАН Владимир Седов, особенности храма позволяют говорить о том, что он относится к периоду расцвета древнерусской боярской архитектуры – не княжеской, не владычной, а принадлежащей социальной верхушки общества. Возможно, это был камерный боярский монастырь и место упокоения того семейства, которое построило храм Федора Стратилата и храм Андрея на Ситке.

Исключительно хорошая сохранность открытого фрагмента стены позволяет всерьез надеяться, что храм Андрея Юродивого можно будет реставрировать и включить в ряд музейных объектов в туристическом маршруте по юго-восточным окрестностям Великого Новгорода. Подобный опыт – приспособление для музейного показа древних руин – широко распространен в западноевропейском музееведении, а в последние годы такая практика становится популярной и в России. Например, в 2016–2017 годах в Новгороде воплотили в жизнь масштабный проект музеефикации руин церкви Благовещения на Городище XII–XIV веков, а в Москве в 2017 году на Хохловской площади устроили археологический парк под открытым небом вокруг фрагмента стены Белого Города.

По мнению специалистов, консервация и дальнейшая музеефикация церкви Андрея на Ситке вполне осуществима. Но сразу после археологических исследований раскрытые на высоту двух метров стены Андреевской церкви будут опять засыпаны землей и скрыты от глаз, поскольку это пока что единственный способ сохранить остатки сооружения.

По материалам ИА РАН


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее