№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Роботы влияют на детей сильнее, чем на взрослых

К мнению «электронных мозгов» дети прислушиваются так же, как и к мнению своих сверстников.

Ребенок в компании с андроидами сравнивает длину линий. (Фото: University of Plymouth)

Сейчас есть роботы, которые способны занять ребенка беседой, помочь в обучении иностранному языку или устному счету. Развитие технологий искусственного интеллекта сделает роботов более социальными, и можно представить, что в ближайшем будущем они станут привычными ассистентами учителей в школах. Но как сами дети воспринимают роботов? И чему в действительности роботы могут научить детей и как будут на них влиять?

Чтобы понять, как будут развиваться взаимоотношения детей и андроидов, ученые из Университета Плимута и Билефельдского университета обратились к работам психолога Соломона Аша, который в середине прошлого века изучал взаимодействие людей и склонность к конформизму. Аш показывал участнику эксперимента несколько линий, которые нужно было сравнить по длине. При этом человек находился среди других людей, которые по просьбе экспериментатора давали заведомо неправильные ответы. Выяснилось, что ввиду коллективного мнения группы участники эксперимента чаще всего тоже давали неправильные ответы.

Для детей, с одной стороны, авторитет принадлежит учителю, с другой – для них важно мнение сверстников. Притом известно, что дети младшего возраста с удовольствием контактируют с роботами-андроидами. Анна-Лиза Воллмер (Anna-Lisa Vollmer) и ее коллеги сравнили, насколько весомым для людей разного возраста будет мнение группы сверстников и группы андроидов. Как и в исследовании Аша, участников эксперимента окружали «подсадные утки» – люди и андроиды, которые давали неправильные ответы даже в тех случаях, когда длина линий сильно различалась.

Вначале исследователи посмотрели на поведение взрослых. В группе сверстников взрослые подчинялись общему мнению и чаще давали неверные ответы, диктуемые окружающими. С роботами же было все иначе – их влиянию взрослый человек не подчинялся.

А вот младшие школьники, которым было от семи до девяти лет, подчинялись и социальному давлению сверстников, и социальному давлению роботов-андроидов. Самостоятельно дети давали правильные ответы в среднем в 87% случаев, а находясь в компании роботов-«лжецов» – в 75% случаев, как пишут авторы работы в своей статье в Science Robotics.

У такого эффекта есть и положительные, и отрицательные стороны, считают исследователи. Разумеется, влияние роботов можно использовать для обучения и воспитания, но в то же время роботы могут спровоцировать не очень хорошее поведение или же заложить в ребенка убеждения, нужные не столько ему самому, сколько кому-нибудь другому. Впрочем, роботы, даже самые умные, не могут сами придумать никаких убеждений, так что неподобающее поведение роботов все равно упирается в «человеческий фактор».

Автор: Сергей Сурженко


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее