№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

В московском дожде нашли химическую грязь из прошлого века

Судя по составу дождевой воды, в воздухе над Москвой летает около тысячи разных органических загрязнителей.

Измерять экологическое состояние атмосферы в российских мегаполисах стали около двадцати лет назад. В Москве сеть специальных станций начала работать с 1996 года. Но, хотя сейчас таких станций действует около полусотни, они следят только за 26 загрязняющими веществами. Однако изучение воздуха в европейских городах показало, что в нем могут находиться тысячи органических соединений – даже те, производство которых прекращено в прошлом веке.

Обычно за состоянием воздуха на станциях помогают следить фильтровальные установки: они прокачивают сотни кубометров воздуха, чтобы уловить мельчайшие твердые и аэрозольные частицы. Исследователи из Московского государственного университета (МГУ) и компании LECO (США) смогли оценить состояние воздуха в Москве косвенным способом, изучив состав дождевых капель. В осадках – дожде и снеге – содержатся следы аэрозольных примесей и газов. Предыдущие исследования показали, что количество примесей в осадках довольно точно отражает состояние воздуха. А в странах с холодным климатом можно по снегу отследить и сегодняшнее состояние атмосферы и то, как ее загрязняли в прошлом.

Альберт Лебедев, Вячеслав Артаев и Ольга Полякова изучили восемь проб, взятых в апреле и мае прошлого года в разных районах Москвы. Колбы для сбора дождевых капель устанавливали, в частности, на крышах зданий МГУ. С помощью метода газовой хроматографии/масс-спектрометрии исследователи смогли определить даже следовые количества веществ. Состав дождя сравнивали с образцами воды, которые некоторое время стояли в таких же колбах на открытом воздухе.

Результаты оказались впечатляющими: в каплях дождя нашлось около тысячи соединений, из которых точно удалось определить порядка 700 органических соединений, поясняют авторы в публикации в Science of The Total Environment. Любопытно, что для большинства веществ в России нет никаких регулирующих требований, поэтому исследователи обратились к перечню основных загрязнителей американского Агентства по защите окружающей среды.

Оказалось, что основные примеси в дождевых каплях – а значит, и в воздухе – это полиароматические углеводороды, пиридин, полихлорированные дифенилы (ПХД), фосфаты и фенолы. Производство ПХД в России прекращено в 1995 году, но в атмосфере, как видим, их можно найти до сих пор. По мнению исследователей, содержание некоторых веществ превышает безопасный уровень: в осадках слишком много дибутилфталата (используется как пластификатор и репеллент), фенола и бензапирена, который появляется в атмосфере из-за транспортных выхлопов и выбросов тепловых станций.

Таких тестов в Москве раньше не выполняли, но хотелось бы надеяться, что и первых результатов окажется достаточно, чтобы на исследование обратили внимание власти. В конце концов, от чистого воздуха слишком много зависит, и речь не только о здоровье – мы уже как-то писали, что грязный воздух в городах портит общественную мораль. Сотрудники МГУ предлагают внести в российские экологические нормативы новые органические вещества, чтобы регулярно следить за их уровнем в атмосфере. Ведь зная, какие конкретно загрязнители находится в воздухе, можно установить их источник.

Автор: Сергей Сурженко


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее