Вороны делают инструменты из запчастей
Чтобы добраться до еды, новокаледонские вороны могут сделать длинную палку из нескольких коротких.
Известно, что многие птицы могут использовать орудия труда, а некоторые – новокаледонские во̒роны и попугаи – могут даже делать их сами. Причём у новокаледонских воронов это наблюдали в естественной среде обитания: они надламывают древесные прутья и сучки так, чтобы получилось что-то вроде крючка, которым можно доставать еду из щелей в коре.
Способность птиц делать орудия труда изучают очень активно, и вот сейчас известные исследователи Элис Ауэрсперг (Alice Auersperg) из Венского университета и Алехандро Кацельник (Alejandro Kacelnik) из Оксфорда, давно занимающиеся птичьим интеллектом, опубликовали в Scientific Reports статью, в которой говорится, что новокаледонские во̒роны способны собирать орудия труда из запчастей.
Ауэрсперг и Кацельник вместе с коллегами из Орнитологического института Общества Макса Планка и Мюнхенского университета поставили следующий эксперимент: восьми новокаледонским воронам нужно было достать еду из ящика, а достать её можно было с помощью длинной палочки. Поначалу вокруг ящика раскладывали именно такие палочки, какие нужно, и птицы успешно ими пользовались: все восемь воронов брали палочки и выталкивали с их помощью еду наружу.
Но потом готовые длинные палочки заменили короткими, из которых, однако, можно было сделать длинную, соединив их вместе: некоторые короткие были чуть шире, другие чуть уже, и узкие нужно было просто вставить в широкие. Четверо из восьми птиц без всякой обучающей демонстрации поняли, что нужно сделать, соединили палочки и достали еду.
Тогда задачу ещё раз усложнили: теперь короткие палочки соединялись не непосредственно друг с другом, а с помощью специального крепления-переходника. И среди воронов нашёлся один, который, изучив предметы, понял, для чего нужны переходники; причём этот умник мог собрать палку нужной длины не только из трёх, но даже из четырёх элементов (см. рисунок).
Раньше считалось, что делать орудия труда может только человек, потом – что только человек и шимпанзе, потом – что только человек и шимпанзе могут делать орудия труда, собирая их из разных частей. Однако во̒роны, как видим, и это «только» поставили под сомнение.
Кстати говоря, у человека способность собрать инструмент из запчастей появляется только к пяти годам, всё-таки такие манипуляции требуют значительных умственных усилий: нужно планировать свои действия, держа конечный результат в уме. У новокаледонских воронов на это ума вполне хватает, возможно, что и у других птиц тоже.