Почему женщины стареют хуже мужчин

Гены, сохраняющие здоровье пожилым мужчинам, вредят пожилым женщинам.

Нет нужды лишний раз говорить о том, что продолжительность жизни и здоровье очень тесно связаны друг с другом, однако у людей здесь есть интересный парадокс. С одной стороны, хорошо известно, что среди мужчин смертность выше, чем среди женщин, какую бы возрастную категорию мы ни взяли. С другой стороны, так же хорошо известно, что с возрастом здоровье у женщин портится сильнее – можно сказать, что они стареют хуже мужчин.

С одной стороны, это можно объяснить тем, что менее устойчивые индивидуумы мужского пола отсеиваются в более раннем возрасте (ведь мужская смертность выше женской), так что среди пожилых оказываются мужчины с наилучшими генетическими и прочими характеристиками.

Однако, как пишут в Nature Communications исследователи из Эксетерского университета, для этого парадокса есть более подходящее объяснение, и связано оно с генетическим конфликтом между двумя полами, точнее, с конфликтом между генами, которые обеспечивают приспособленность и здоровье тому и другому полу.

Приспособленность и здоровье тесно связаны и похожи друг на друга, однако это не одно и то же. Приспособленность оценивается по репродуктивному успеху, то есть по количеству потомков, которое может оставить особь в течение жизни. Очевидно, что у здорового индивидуума больше шансов оставить потомство. Но у женщин приспособленность и здоровье с определённого возраста теряют связь друг с другом: после менопаузы приспособленность в смысле способности оставить потомство становится нулевой. А вот у мужчин всё не так – они могут размножаться намного дольше, чем женщины.

Естественный же отбор, как мы помним, благоприятствует наиболее приспособленным. Это значит, что в геноме людей будут сохраняться такие гены, которые позволяют мужчинам оставаться здоровыми в относительно пожилом возрасте. Притом со стороны женщин тут нет никаких ограничений, их возрастную приспособленность учитывать не надо, так как её просто нет.

Значит, если есть ген, который в пожилом возрасте поддерживает мужское здоровье, но ухудшает женское, то такой ген останется в популяции, естественный отбор его не уничтожит: ведь он делает пожилых мужчин более здоровыми и, следовательно, более приспособленными, а женское здоровье тут роли уже не играет. Теоретически проблемы можно было бы избежать, если бы у мужчин и женщин были разные геномы, но геном у нас у всех один и тот же (под геномом надо понимать набор генов, выполняющих такие-то и такие-то функции; варианты этих генов могут быть разнообразными и отличающимися у разных индивидуумов).

Разумеется, есть гены, которые повышают женскую приспособленность и женское здоровье, и которые не очень хорошо сказываются на мужском организме. Но такие гены имеют значение, пока женщина остаётся в репродуктивном возрасте. Между генами, которые работают до менопаузы, идёт «война полов»: одни варианты генов благоприятны для мужчин, другие – для женщин, и в ходе эволюции формируется некий компромисс. Однако после менопаузы для эволюции остаются важными только те гены, которые благоприятны для мужского здоровья – даже если они не очень хороши для женщин.

Авторы работы проверили эту гипотезу на математической модели и на экспериментах с дрозофилами – и оба раза гипотеза подтвердилась; гены, которые позволяли самцам мух размножаться в пожилом возрасте, плохо сказывались на самочувствии их самок-ровесниц.

Разумеется, здесь не стоит забывать о разнице между дрозофилами человеком (у дрозофил нет менопаузы, нет заботы о потомстве, как у людей и пр.). Тем не менее, по словам исследователей, такое объяснение лучше всего описывает «межполовой парадокс здоровья и выживаемости». Кстати говоря, если учесть роль бабушек в заботе о детях, то, возможно, в будущем эволюция сделает ещё один шаг и добавит-таки здоровья пожилым женщинам – если, конечно, сами мы не сделаем этого с помощью биотехнологий.