№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Размер мозга не имеет большого значения

Объём мозга влияет на умственные способности, но очень и очень слабо.

(Иллюстрация: SergeyNivens / Depositphotos

Когда говорят про связь интеллекта и размера мозга, то обычно уточняют, что размер мозга – не главное, а главное – связи между нейронами и способность мозга рвать и формировать межнейронные связи в зависимости от текущих когнитивных нужд.

С другой стороны, чем больше нейронов, тем больше возможностей для межнейронных связей, а в большом мозге нейронов всё-таки больше, чем в маленьком. То есть связь между размером мозга и когнитивными способностями всё же должна быть.

Эту связь начали искать около 200 лет назад, но, хотя с тех пор методы исследования стали весьма и весьма изощрёнными, результаты по большей части остаются неопределёнными. Проблема в том, что здесь нужно много статистических данных, чтобы учесть все возможные факторы, которые могут влиять на интеллект, и отделить их от размера мозга. Например, в более ранних исследованиях удавалось увидеть явную связь между когнитивными способностями и размером мозга, но как только для анализа стали брать больше людей, связь терялась, становясь менее явной.

Сотрудники Пенсильванского университета вместе с коллегами из Амстердамского свободного университета попытались прояснить положение, использовав данные более чем 13 600 человек, у которых был известен размер мозга по данным магнитно-резонансной томографии и у которых были известны результаты когнитивных тестов и их успехи во время обучения. Связь между размером мозга и интеллектом действительно была, но незначительная.

В статье в Psychological Science говорится, что размер мозга обуславливает только 2% различий в когнитивных способностях; остальные 98% различий происходят от каких-то других причин. Если же сравнивать, кто сколько в своё время смог выдержать в учебном заведении, то тут прибавка объёма мозга на 100 см3 давала менее пяти месяцев обучения (на всякий случай ещё раз уточним, что речь не о том, что человеку нужно было больше времени на какой-то учебный материал, а что ему хватило способностей продолжать учёбу).

Авторы работы отмечают, что в их случае не стоит говорить об интеллекте вообще: те тесты, результаты которых использовали в исследовании, оценивали лишь некоторые когнитивные способности. Тем не менее, поскольку по объёму проанализированных данных эта работа очень намного превосходит все предыдущие, то можно не сомневаться, что размер мозга связан с некоторыми аспектами интеллекта – правда, связь получается незначительная.

Конкретный механизм тут может быть любым. Мы говорили, что всё сводится к разнообразию межнейронных связей и нервных цепей, но эти цепи и связи могут заниматься разными вещами. Например, известно, что размер мозга явно передаётся по наследству, и тут легко представить, что и родители, и дети демонстрируют хорошее логическое мышление не потому, что размер мозга напрямую его обуславливает, а потому, что человек с большим мозгом лучше заботится о детях. То есть семья будет умной потому, что в ней из поколения в поколение лучше обращаются с детьми. Но в любом случае результаты исследования помогают нам лучше понять эту трудноуловимую связь между анатомией мозга и нашей психикой.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее