№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

В древней мастерской в Каракумах нашли двор с печью

Находки указывают на разделение труда и сравнительно сложное общественное устройство местных людей медного века.

Открытие раннеземледельческого поселения Йылгынлы-депе можно смело назвать одним из важнейших событий в археологии Ближнего Востока и Средней Азии. Это поселение расположено в подгорной полосе Копетдага примерно в 240 км на юго-восток от Ашхабада. Оно было основано в начале или середине V тысячелетия до н. э. и просуществовало около полутора тысяч лет. Культурный слой поселения включает, по оценкам ученых, 20 строительных горизонтов, содержащих остатки сырцовой архитектуры.

Поделка из древней мастерской в Йылгынлы-депе. (Фото: ИИМК РАН)
Стена мастерской в Йылгынлы-депе. (Фото: ИИМК РАН)

За годы раскопок памятника с 1985 по 2014 гг. Каракумская экспедиция Институт истории материальной культуры (ИИМК) РАН изучила шесть верхних строительных горизонтов, датируемых первой половиной – серединой IV тысячелетия до н. э. По словам Натальи Соловьевой, заместителя директора ИИМК РАН и начальника экспедиции, «Йылгынлы-депе – это яркий феномен архитектуры эпохи раннего и развитого энеолита. Лишь отдельные его детали находят прототипы и параллели в памятниках Геоксюрского оазиса на юге Туркменистана и Северного Ирана. …Архитектура Йылгынлы-депе позволила выявить традиции и инновации строительных приемов IV тыс. до н. э., проследить культурно-хронологические аналогии и сделать выводы о том, что обитатели поселка методично соблюдали устоявшиеся многовековые традиции домостроительства, накопив большой опыт в технике строительства сырцовых домов, и уделяли огромное внимание художественному оформлению интерьеров, что ставит Йылгынлы-депе в один ряд с анатолийским Чатал-Хеюком».

В 2014 году во время начала раскопок седьмого строительного горизонта Йылгынлы-депе петербургские археологи обнаружили уникальный комплекс – специализированную мастерскую по изготовлению мелкой глиняной пластики, в которой было обнаружено несколько сотен изготовленных в ней предметов, относящихся к эпохе раннего энеолита (рубеж V–IV тыс. лет до н. э.). Комплекс мастерской включал помещение-мастерскую для лепки поделок, наполненную пеплом ёмкость для сушки вылепленных изделий и комнату с печью для их обжига.

Находка может изменить взгляд на общественное устройство общины раннего энеолита – есть гипотеза, что уже на этом историческом этапе должно было существовать разделение труда. Но каждый сезон приносит новые открытия. Так случилось и осенью 2018 года.

В 2018 году исследования седьмого горизонта продолжились. Раскопки показали, что с востока перед входом в мастерскую был двор, соединявший мастерскую с еще одним помещением, где также была сооружена печь для обжига поделок. И хотя исследование комплекса ремесленной мастерской Йылгынлы-депе еще не завершены, уже удалось найти около 2000 единиц заготовок, бракованных поделок, целых и сломанных готовых изделий мелкой глиняной пластики, а также предметов, которые могли использовать в качестве орудий труда при работе с глиной.

Среди общего числа находок обнаружено более 200 поделок из стенок керамики (которые могли быть инструментами мастеров), десятки шариков, фишек, фигурок животных, антропоморфных фигурок, пряслиц и наверший. Количество изделий мелкой глиняной пластики значительно превосходит нужды одной семьи, так что здесь, вероятно, производили изделия для нужд других членов общины поселка, то есть имели место разделение труда и сравнительно развитая социальная структура.

Никогда прежде до раскопок Йылгынлы-депе археологам не удавалось найти столь раннего производственного комплекса такой сохранности. Были отдельные находки развалов печей, ям и скопления поделок, участки их нахождения исследователи по совокупности материалов называли мастерскими, но все они относятся к более позднему времени.

Исследователи из ИИМК РАН работают здесь совместно с Национальным управлением по охране, реставрации и исследованию памятников истории и культуры Туркменистана, в раскопках участвуют местные жители. В Институте отмечают, что Туркменистан остается единственным доступным для археологов местом изучения культуры ранних земледельцев, где научным исследованиям не мешают политические события.

По материалам пресс-службы ИИМК РАН.


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее