№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Мутации делают опухоли чувствительными к лечению

Чем больше в раковой клетке мутаций, тем проще иммунитету её поймать.

Разные раковые опухоли по-разному реагируют на лечение, даже если речь идёт о какой-то продвинутой иммунотерапии, вроде той, за которую в прошлом году дали Нобелевскую премию. В каких-то случаях опухолевые клетки удаётся довольно быстро истребить, в других случаях, наоборот, опухоль оказывается очень устойчива к терапии.

Клетка рака лёгких. (Фото: Science 3.0 / Flickr.com

Методы лечения в онкологии чреваты побочными эффектами, и эффекты эти в случае иммунотерапии могут быть особенно чувствительны (потому что простимулированный иммунитет начинает атаковать не только больные клетки, но и здоровые). И понятно, почему исследователи всячески стараются найти способ заранее угадать, как опухоль будет реагировать на тот или иной способ лечения: если заранее будет известно, что, например, иммунотерапия не даст ничего, кроме побочных эффектов, то и не стоит её пробовать.

Иммунитет узнаёт злокачественные клетки потому, что они отличаются от здоровых, а отличаются они потому, что в них есть мутации. То есть, с одной стороны, именно из-за мутаций клетка начинает бесконтрольно делиться, но именно они делают её видимой для иммунных охотников. Причём генетических дефектов в раковых клетках бывает не одна, не две, а множество.

Можно предположить, что чем больше мутаций, тем сильнее клетка будет выделяться среди здоровых, и тем проще иммунной системе её обнаружить. Поскольку иммунотерапевтические методы обычно сводятся к тому, чтобы простимулировать иммунитет человека против опухоли, то, вероятно, такая терапия будет наиболее эффективной против опухолей с наибольшим числом мутаций.

Исследователи из Мемориального онкологического центра им. Слоуна–Кеттеринга проанализировали ДНК достаточно развитых опухолей более чем у 1600 пациентов, которым действовали на иммунные контрольные точки (то есть использовали тот самый нобелевский метод лечения, когда иммунитету, грубо говоря, отключают тормоза). Кроме того, опухолевую ДНК анализировали ещё более чем у 5300 больных, к которым эту терапию не применяли, но которые лечились другими способами. Виды опухолей были самые разные, от меланомы до рака груди.

Похожие исследования выполняли и раньше, но, как пишет портал Nature, на этот раз в работе использовали очень широкий спектр опухолей, которые к тому же брали у больных после разных видов терапии. В статье в Nature Genetics говорится, что лучше всего иммунная терапия действительно срабатывала с теми опухолями, в которых было больше всего мутаций. Но для разных видов рака это пороговое количество мутаций было разным. То есть терапию, в которой действуют на иммунные контрольные точки и отключают иммунные тормоза, нужно соотносить не с абстрактным числом мутаций, но ещё и с конкретным видом опухоли.

Правда, как мы знаем, мутация мутации рознь, не все они одинаковы и не все делают раковую клетку более видимой для иммунной системы. Поэтому, если говорить о клинических перспективах, то, наверно, чтобы мы точно могли угадать реакцию опухоли на лечение, нужно знать не только число мутаций, но и что они в раковой клетке делают.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее