Когда чужое мнение становится для нас важным
До двенадцати лет человек мало склонен прислушиваться к чужому мнению, будь это мнение взрослого или такого же ребёнка.
Родители подростков часто сетуют на то, что дети их не слушают и что мнение товарищей-ровесников для них намного важнее, чем мнение взрослых. Впрочем, взрослые ведь тоже порой бывают, мягко говоря, подвержены чужому влиянию.
Кто-то готов верить всему, что скажет его знакомый – потому что это его знакомый; кто-то готов сделать нечто абсолютно бессмысленное и даже вредное только потому, что все это делают (за примерами далеко ходить не надо, вспомним питьё аптечного йода, который якобы защищает от радиации). То есть мы имеем дело с очень часто встречающейся особенностью психики, и было бы интересно, как и когда у нас появляется склонность доверять другим больше, чем здравому рассуждению.
Мы не зря начали с подростков: исследователи из Оксфорда, Университета Хильдесхайма и Университета Маккуори пишут в PNAS, что склонность чрезмерно доверять другим появляется в раннем подростковом возрасте, около 12 лет. Эксперимент ставили более чем с полутора сотней детей в возрасте от 6 до 14. Дети играли в игру: каждый был пилотом космического корабля, который нужно было провести мимо «чёрных дыр»; чтобы избежать чёрной дыры, нужно было знать, в какую сторону вращается «дыра». Попутно ради усложнения эксперимента детей старались ввести в заблуждение оптическими иллюзиями.
Каждому пилоту полагался помощник-консультант – взрослый или ребёнок того же возраста. Этот помощник сообщал, в какую сторону вращается «чёрная дыра», чтобы можно было правильно скорректировать курс корабля. Иногда его советы были верны, иногда нет. Но и сам пилот видел, что куда вращается, и мог сообразить, как вести корабль.
Оказалось, что более всего прислушиваются к советам двенадцатилетние, даже если совет очевидно неправильный, и возраст помощника тут роли не играл. Кроме того, двенадцатилетки дольше решали, следовать ли неправильному совету или нет.
С другой стороны, дети до 12 вообще мало были склонны прислушиваться к чужим советам, правильным или нет, и возраст советчика тут тоже роли не играл. (Похожим образом были равнодушны к чужим советам дети с аутистическими расстройствами, независимо ни от их возраста, ни опять же от возраста того, кто им советовал.)
Очевидно, подверженность социальному влиянию, возникнув в 12, по мере взросления корректируется психическим аппаратом, хотя здесь было бы интересно узнать, есть ли какая-то закономерность для других возрастов.
По материалам MedicalXxpress.