Кишечная микрофлора меняется при депрессии
В кишечнике больных депрессией не хватает некоторых бактерий.
Когда речь заходит о кишечной микрофлоре, мы обязательно упоминаем, что они влияют не только на обмен веществ и не только на иммунитет, но и на мозг. Например, мы как-то писали о том, как кишечные бактерии, пересаженные мышам от людей с кишечной болезнью, сделали животных более тревожными, и что микрофлора способна каким-то образом «запоминать» перенесённый стресс, заставляя мозг впадать в депрессию. Но все подобные исследования проводили либо на животных, либо на очень небольшом числе людей.
Исследователи из Лёвенского католического университета попытались увидеть влияние бактерий на мозг более чем у тысячи бельгийцев. Их опрашивали на предмет того, кто как воспринимает собственную жизнь; естественно, кто-то чувствовал, что живёт хорошо, кто-то наоборот. Некоторые, кроме того, участвовали в исследовании с диагнозом «депрессия». Оказалось, что микрофлора у больных депрессией похожа на микрофлору тех, кто вообще неудовлетворён своей жизнью – у тех и у других в кишечнике не хватало бактерий из родов Coprococcus и Dialister. В статье в Nature Microbiology говорится, что эти особенности микрофлоры не зависели ни от пола, ни от возраста, ни даже от приёма антидепрессантов: вышеупомянутых бактерий было мало и у тех, кто пил антидепрессанты, и у тех, кто их не пил. По словам авторов работы, похожую картину можно увидеть в кишечнике людей с болезнью Крона, которая характеризуется сильным воспалением. Как известно, между депрессией и воспалением есть явная связь; кишечные бактерии могут играть здесь заметную роль, усиливая или ослабляя воспалительные процессы.
Полученные результаты перепроверили на жителях Нидерландов, и вывод оказался тот же: у людей с депрессией в микрофлоре не хватает бактерий Coprococcus и Dialister. То есть эта особенность, видимо, не зависит от того, какую человеческую популяцию мы рассматриваем, хотя для полной убедительности следовало бы провести похожее исследование и в других странах – на микрофлору сильно влияет рацион, а он может отличаться от страны к стране.
Однако говорить о причине и следствии здесь пока рано. Если предположить, что микробы влияют на мозг, нужно понять, как именно они это делают. С одной стороны, есть несколько десятков соединений, которые важны для нервной системы и которые кишечные бактерии либо синтезируют, либо расщепляют. С другой стороны, до сих пор непонятно, как именно микробные вещества доходят до мозга. Вероятнее всего тут задействован блуждающий нерв, одна из ветвей которого соединяет кишечник с мозгом (по блуждающему нерву, как считается, приходят в мозг патогенные белки, характерные для болезни Паркинсона). Есть клинические исследования, в которых людям с депрессией пытаются поправить их состояние с помощью микробов – но эти исследования пока ещё не завершились, и до их завершения рано делать какие-либо клинические выводы.