Самки сверчков любят слабых самцов

В отличие от проигравших неудачников, агрессивные альфа-самцы у сверчков не умеют общаться с самками.

Исследователи из московского Института проблем передачи информации обнаружили, что самки сверчков часто предпочитают не самых статусных самцов, отдавая предпочтение какому-нибудь слабаку перед самым-самым «альфой». На первый взгляд тут что-то не то: мы привыкли, что социальный статус прямо связан с репродуктивным успехом, и в интересах самки выбрать самого сильного и самого успешного партнёра, потому что его гены лучше, чем у других – не зря же он самый успешный. Но тут, как говорится, есть нюансы.

Самка двупятнистого сверчка. (Фото: Will Atkins / Flickr.com

Когда сверчки ищут пару, они выполняют сложный брачный ритуал со многими элементами – это и особое стрекотание, и блуждание в поисках партнёра, и хождение друг за другом, когда то самец следует за самкой, то наоборот, и касание друг друга усиками, которое происходит через определённое время после встречи. Оказывается, что самцу-чемпиону, который успешно отбивается от всех конкурентов, сложно переключиться на церемонию ухаживания и начать выполнять все эти поведенческие фигуры.

Авторы работы экспериментировали с самцами двупятнистых сверчков, которым сначала устраивали стычки друг с другом. По итогам сверчковых боёв отбирали абсолютных чемпионов и абсолютных неудачников – тех, кто ни разу не уклонялся от боя и кто ни разу не проиграл (или не победил). Затем и тем и другим устраивали свидание с самкой. И тут выяснилось, как говорится в статье в Frontiers in Ecology and Evolution, что абсолютные чемпионы ведут с себя с дамами неподобающим образом – демонстрирую агрессию, вместо брачного стрёкота издают сигналы атаки и даже начинают просто бить и кусать самок. Иными словами, альфа-самцы воспринимали потенциальных партнёрш как соперников.

Во взаимоотношениях с другими самцами повышенная агрессивность даёт высокий статус, но самкам такое поведение вряд ли может нравиться, даже если потом самец опомнится и начнёт вести себя, как надо. Известно, что у альфа-самцов выше уровень гормонов, которые повышают агрессивность во время боя, и, по словам авторов работы, избыток этих гормонов, очевидно, не позволяет самцам быстро переключиться на брачный ритуал. Напротив, абсолютные «лузеры» начинали ухаживать за самкой, как только её видели, и потому чаще пользовались успехом.

Как видим, сам по себе статус потенциального партнёра – это порой далеко не всё, и чтобы понять брачные предпочтения, нужно наблюдать за поведением в целом. Формы поведения, предназначенные для разных жизненных случаев, могут влиять друг на друга – и если уж у сверчков не-брачное поведение влияет на брачное, то почему бы ему не влиять и у намного, намного более развитых животных.

По материалам Phys.or