№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Лекарство от ВИЧ помогает при инсульте

Восстанавливаться после инсульта мозгу мешает тот же клеточный рецептор, который ВИЧ использует для проникновения в иммунные клетки.

Иммунные клетки общаются друг с другом с помощью специальных сигнальных белков, а для того, чтобы чувствовать эти сигналы, у них на поверхности есть разные рецепторы. Один из таких рецепторов – белок CCR5. Он известен тем, что вирус иммунодефицита человека использует именно CCR5, чтобы проникнуть в клетку. Известно, что люди, у которых есть мутации в генах CCR5, нечувствительны к вирусу.

Нейроны мозга мыши. (Фото: Robert Cudmore / Flickr.com
Электронная микрофотография Т-клетки иммунной системы, зараженной ВИЧ. Желтые шишки – места, где вирусные частицы выходят из клетки. (Фото: Flickr.com / NIAID) 

Но не так давно выяснилось, что рецептор CCR5 играет роль не только при заражении ВИЧ. Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе заметили, что у мышей с отключённым CCR5 улучшается память. Возникает подозрение, что, когда у нас возникают проблемы с памятью – например, из-за инсульта или каких-то других причин – тут может быть замешан и CCR5. В таком случае, если блокировать рецептор с помощью каких-нибудь лекарственных препаратов, можно ли улучшить работу мозга? И, может быть, такие вещества могли бы ускорить выздоровление больных после инсульта, когда мозг пытается оправиться от повреждений и восстановить разрушенные нервные цепочки?

В статье в Cell говорится, что у мышей, которым устраивали инсульт, уровень CCR5 в нейронах резко повышался, оставался высоким в течение нескольких недель и, по-видимому, действительно мешал мозгу восстанавливаться. Если у мышей блокировали рецептор CCR5 с помощью препарата маравирок, который прописывают больным с ВИЧ, мыши начинали чувствовать себя лучше – например, они лучше контролировали движения и реже оступались, когда ходили по металлической сетке. Более того, лекарство помогало даже в том случае, если его давали через три недели после инсульта – а ведь считается, что если три недели после инсульта не принимать никаких мер, то потом уже ничто помочь не может.

При заблокированном CCR5 у нейронов, расположенных рядом с инсультным участком, лучше сохраняются межклеточные соединения, а клетки из моторных зон мозга формировали больше отростков. Межнейронные соединения и отростки складываются в цепочки, которые помогают восстановить испорченные функции. Тем не менее, всё равно остаётся вопрос, что именно CCR5 делает в мозге. Авторы работы пишут, что без этого рецептора нейроны становятся очень легковозбудимыми, так что при инсульте он, вероятно, играет защитную роль, не позволяя нервным клеткам перенапрягаться. Однако такая защита оказывается препятствием к восстановлению.

Если говорить о том, чтобы использовать лекарство от ВИЧ в случае инсульта, то тут нужны дополнительные клинические исследования. Пока что медицинская статистика указывает на то, что это и впрямь может иметь смысл. Исследователи проанализировали медицинские истории нескольких десятков людей, которые перенесли инсульт и для которых был известен их генетический портрет.

Оказалось, что те, у кого хотя бы один из двух генов CCR5 был с мутацией, чуть быстрее приходили в себя – во всяком случае, если судить по когнитивным и моторным тестам, которые проводили с ними через полгода и год после удара. На самом деле, авторы работы уже начали клиническое исследование с тридцатью больными, которым через несколько недель после инсульта начали давать маравирок – поможет ли им такая терапия или нет, станет ясно через год.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее