Почему электрические бинты эффективнее обычных бинтов

Вещества-окислители, которые образуются под электрической повязкой, убивают микробов, мешающих заживать ране.

Давно известно, что слабый электрический ток ускоряет заживление ран, и электрические бинты изобретены тоже достаточно давно, но до сих пор было не совсем ясно, почему такие бинты работают лучше обычных. В недавней статье в Scientific Reports говорится, что, по крайней мере, одна из причин большей эффективности электробинтов в том, что они лучше убивают бактерий, чем обычные повязки с лекарствами.

Микробы на твёрдом субстрате формируют биоплёнки: бактерии и другие микроорганизмы погружены в межклеточный матрикс, состоящий из полимерных биомолекул – белков, жиров, сахаров, ДНК. Такие биоплёнки появляются на коже точно так же, как на любой другой поверхности. Сидя в ране, бактерии мешают ей заживать, а межклеточное вещество, в которое погружены микробы, довольно прочное и плотное, и лекарственные вещества не всегда могут проникнуть в биоплёнку.

Исследователи из Университета штата Огайо накрыли электрической повязкой бактерий синегнойной палочки, которые росли на питательной среде. Через повязку шла серебряная нить, соединённая с батареей на шесть вольт. Оказалось, что электричество убивает бактерий, правда, умирать они начинали не прямо сразу, а с некоторой задержкой. С другой стороны, бактерии продолжали погибать ещё в течение двух дней после того, как ток отключали.

С помощью электронного микроскопа удалось увидеть, что биоплёнки под электроповязкой разрушалась. Судя по химическим реакциям, которые шли в питательной среде, действующим веществом была хлорноватистая кислота. Даже в очень разбавленных растворах она распадается с образованием атомарного кислорода – сильного окислителя. Хлорноватистая кислота появлялась из имеющихся в питательной среде веществ под действием электричества, разрушала биоплёнку и убивала бактерий.

Не исключено, что это не единственная причина, по которой электробинты оказываются эффективнее обычных бинтов. Но ничто не мешает уже сейчас попытаться создать новые модификации медицинских повязок, у которых такой механизм разрушения биоплёнок работает особенно эффективно.