В Великом Новгороде нашли мост X века
Древнейший мост города был очень сложным сооружением и мог блокировать «Великий Волжский путь» и путь «Из варяг в греки».
На дне Волхова обнаружили остатки моста Х века. Это не только древнейшая подобная конструкция в Великом Новгороде, но и очень сложная для того времени: мост был большим, дорогостоящим и с очень длинными пролётами – как минимум 17-метровыми.
«Длинный пролет из дерева – это очень непростое конструктивное решение. Такие конструкции известны в мостостроении, но для X века это был очень высокий уровень архитектурного мастерства», – говорит автор открытия, руководитель Новгородской подводной экспедиции Института археологии РАН Айвар Степанов.
В первой половине X века Новгород ещё не был городом в полном смысле этого слова, он состоял из трёх посёлков: двух – на левом берегу Волхова, и одного – на правом. О мосте, который соединял берега реки, сохранилось множество летописных свидетельств. Самое раннее летописец датировал 989–990 годами, но это сообщение сомнительное – оно сохранилось только в пересказе XVIII века. Тем не менее, археологам удалось подтвердить сам факт существования моста в X веке.
В 2017 году экспедиция исследовала дно Волхова многолучевым эхолотом. Он позволил обнаружить ряд «бугров», которые шли параллельно мосту XII–XIII веков. В 2018 году археологи раскопали один из участков этого ряда. Они сняли слой толщиной 1,5 метра с находками XIV–XVI вв., под ним оказались остатки опоры моста, неизвестного ранее. Опора была сложена из сосновых и еловых брёвен. Радиоуглеродное датирование показало период между 932 и 946 годами.
«Находка моста столь раннего периода – настоящая сенсация, она в корне меняет сложившиеся представления о ранней топографии и истории Новгорода», – считает Сергей Трояновский, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника.
Мост стоял на ряжевых опорах. Ряж или городня – это пятиугольный или шестиугольной деревянный сруб. Городню выводили на нужную точку, а потом накидывали на неё венцы – до тех пор, пока она не опускалась на дно и не начинала возвышаться над водой. Затем её забутовывали камнями. Остатки опоры, открытые археологами, сохранились на семь венцов, в плане сруб был пятиугольным. Мосты подобной конструкции характерны для древнерусской архитектуры, а на небольших реках Русского Севера такие сооружения используются до сих пор.
Как уже отмечалось, между опорами древнейшего новгородского моста было большое расстояние – не менее 17 метров. Столь длинные пролёты должны были поддерживаться дополнительными свайными или рамными опорами, или были сложной конструкции (комбинированной трапецеидальной или подкосно-ригельной). «Поставить такие пролёты из дерева – это невероятно сложно. У древнего моста было меньше 15 опор, в то время как у моста XII–XIV веков их было 23. Получается, что пролеты древнего моста были в два раза длиннее», – отмечает Айвар Степанов.
Интересно, что новгородцы выбрали для своего моста самый узкий и глубокий участок реки. Вряд ли он служил только для того, чтобы переходить из одного посёлка в другой. Мост мог быть и своеобразным укреплением, которое контролировало проход судов по Волхову. Как известно, Великий Новгород стоял на перекрёстке двух речных путей – «Великого Волжского» и «Из варяг в греки».
Похожие мосты-укрепления строили в средневековой Европе. Так, в 862 году король франков Карл Лысый построил мосты через Сену, которые преградили путь норманнам. Подходы к мосту в Пон-де-л’Арше охраняли два форта. Когда норманны пошли на Париж, Карл закрыл реку «боронами», и это позволило задержать скандинавов на четыре месяца. Такие же мосты стояли в Понтуазе и Париже. Мост Петит Понт выдержал осаду, но рухнул из-за сильных дождей, и только после этого норманны смогли взять Париж.
Археологи нашли на дне Волхова больше четырёх тысяч артефактов. Увидеть их можно будет летом: их выставят в новом музее, который появится недалеко от древних мостов, в караульном доме команды путей сообщения XIX века. В музее будет своя лаборатория, которая позволит обрабатывать и консервировать находки.
Дно Волхова археологи исследуют с 2005 года. В исследованиях участвуют Новгородская экспедиция Центра подводного археологического наследия ИА РАН, Новгородский музей-заповедник и областная Федерация подводной деятельности. Финансирует исследования и создание музея «Инженерно-технический центр специальных работ и экспертиз».
По материалам пресс-служб Института археологии РАН и Новгородского государственного музея-заповедника.