Поздние скифы ушли из степей раньше, чем считалось
Когда поздние скифы ушли из Северо-Западного Крыма, и почему это интересно и важно.
Великая Отечественная война едва закончилась, а уже летом 1945 года в Симферополь приехали археологи. Экспедиция во главе с Павлом Николаевичем Шульцем начала работы в столице Крымской Скифии, предполагаемом Неаполе. Раскопки дали потрясающие результаты! Удалось найти богатый царский мавзолей, открыть скифские дворцы, участки крепостных стен, склепы с росписями (возможно, жреческими). Но сами поздние скифы, тем не менее, стали ещё загадочнее.
Выяснилось, что они появились в Крыму только в III веке до н.э., а их предполагаемые предки, скифы «классические», исчезли около IV века до н.э. То есть между «предками» и «потомками» образовалась лакуна примерно в столетие. Кроме того, позднескифская культура при ближайшем рассмотрении оказалась пропитана влиянием соседних греческих городов, сарматов и фракийцев. Один из ведущих специалистов по поздним скифам, директор заповедника «Неаполь Скифский» Юрий Павлович Зайцев считает, что позднескифская культура – это культура без собственного лица. То есть некое сообщество, впитавшее в себя элементы других культур и не имеющее никаких своих специфических черт.
В Крыму поздние скифы занимали три региона – Предгорья, Юго-Западный Крым (горы) и Северо-Западный (степь). Кажется, появились они сначала в Предгорьях, и только потом – в Северо-Западном Крыму. Юго-Западную часть полуострова скифы осваивали в два или даже больше приёмов – сначала там основали парочку крупных поселений, а потом, уже в нашей эре, построили множество небольших населенных пунктов.
Северо-Западный Крым среди всех позднескифских регионов, пожалуй, исследован лучше всего. Здесь раскапывали восемь поселений, причём половину из них – десятилетиями. Такой интерес археологов к этой части полуострова вызван не прекрасными пляжами, а особой исторической ситуацией. Поздние скифы пришли не на пустое место: они заняли греческие города и посёлки Северо-Западного Крыма. Здесь, рядом с морем (а значит, ближе к торговым и культурным путям), среди греческих развалин, они впитали очень много от античной культуры. Притом не только в переносном смысле, но и в самом прямом – греческие вина у скифов имели большой успех.
Как известно, античная культура стала основой европейской цивилизации. Варвары, уничтожившие Рим, а затем и Грецию, не смогли не поддаться очарованию античности, и передали её нам, вместе с наукой, культурой и прочими полезными штуками, вроде демократии. Как именно это произошло, как античное наследие смогло выжить и стать частью новой цивилизации, не до конца понятно. Проследить процесс такой «передачи» – очень интересная задача. Для того, кто пытается её решить, поздние скифы Северо-Западного Крыма с их подражанием древним грекам – просто подарок. Но это, конечно, далеко не единственная задача, которая стоит перед археологами, работающими на полуострове.
Как землемеру нужна рулетка, так и археологу необходима своя шкала, шкала временная. Только опираясь на точные датировки, можно детально проследить те или иные процессы. Из-за этого вопросам хронологии (как отдельных находок, так и отдельных археологических памятников) уделяется столько внимания. В недавнем выпуске «Кратких сообщений Института археологии РАН» опубликована статья, которая посвящена пересмотру датировок Тарпанчи – одного из позднескифских поселений в Северо-Западном Крыму.
Этот памятник интересен тем, что до последнего времени считался единственным городищем в Северо-Западном Крыму, существовавшим до III века н.э. Все остальные поселения поздние скифы покинули раньше примерно на сто лет раньше – в конце I или в начале II века н.э. Такое исключение из общей тенденции выглядело странным.
Разобраться в проблеме помогли отчёты о раскопках Тарпанчи (его исследовала в 60-х годах экспедиция Александра Николаевича Щеглова). Как оказалось, среди всех находок из Тарпанчи лишь отдельные датируются II–III веками н.э., а артефактов, которые можно было отнести только к III веку н.э. нет совсем. При этом первая из названных групп находок встречается вместе с такой же керамикой, какую находят на других позднескифских поселениях Северо-Западного Крыма. То есть Тарпанчи, скорее всего, забросили тогда же, когда и другие населённые пункты региона.
После такого вывода напрашиваются два вопроса: что заставило поздних скифов уйти из степи и куда они ушли?
На эти вопросы, как это часто бывает в археологии, нет окончательных ответов, оттого они кажутся ещё более интересными. Поздние скифы, скорее всего, ушли в Юго-Западный Крым (помните, выше шла речь о второй волне его заселения?), под защиту гор, – именно в это время там появляется множество поселений, в том числе поселений-убежищ, в которых не жили постоянно, а только прятались в случае опасности.
С причинами запустения Северо-Западного Крыма дело сложнее. В гибели позднескифских поселений винили сарматов, готов, царей Боспора и изменение климата. Раскопки Тарпанчи показывают, что готы тут точно ни при чём: они пришли в Крым только в III в. н.э. Военные действия тоже вряд ли имели место – никаких следов разрушения этого времени в Северо-Западном Крыму нет. Более того, судя по раскопкам Тарпанчи, поселения именно забросили: в домах поздних скифов нашли слои виноградных улиток. Они лежали между полом, слоями штукатурки и обрушившейся кровли. Это значит, что жилища долго стояли открытыми, и за ними никто не ухаживал. Об этом же рассказывают и другие находки – в одном из домов Тарпанчи археологи откопали гнездо диких птиц, а рядом – кости 43 особей мелких птиц, животных и змей. Гнездо в покинутом доме существовало несколько лет.
Так что поздние скифы, скорее всего, ушли без прямого внешнего вмешательства. Причины тому могут быть только две: ухудшение климата, сделавшее сельское хозяйство нерентабельным, или серьёзная угроза вторжения новых варваров – сарматов.
Выходные данные статьи: Антонов Е.Е. О хронологии позднескифского поселения Тарпанчи в Северо-Западном Крыму//
Краткие сообщения Института археологии. – 2018 – Вып. 253. – С 54–65. Отчёты А.Н. Щеглова хранятся в архиве музея-заповедника «Херсонес Таврический. Благодарю сотрудников архива, а также С.Г. Демьянчука Л.В. Седикову за содействие в работе с этими материалами.