Видеоигры не влияют на мальчиков
…но влияют на социальные навыки девочек – хотя, скорее всего, увлечённость компьютерными играми сама по себе говорит о том, что с социальными навыками что-то пошло не так.
Трудно найти ребёнка или подростка, который в жизни не видел бы ни одной видеоигры. Для компьютеров и мобильных гаджетов разработчики выпускают массу игрушек, дети тратят на них кучу времени, и сам собой возникает вопрос, не вредят ли им эти игры.
Влияние игр может проявляться по-разному, и психолог в первую очередь поинтересуется, как увлечение играми сказывается на социальных навыках. Вроде бы очевидно, что из-за игр ребёнок мало общается с товарищами – а это значит, что в будущем ему вообще будет сложно находить общий язык с людьми. С другой стороны, мало ли что кажется очевидным; в конце концов, компьютерная игра – та же тема для обсуждения с товарищами, да и среди игр есть такие, в которые можно играть большой компанией, непрерывно общаясь в игровом чате.
Психологи из Норвежского университета естественных и технических наук в течение шести лет наблюдали за 873 шестилетними детьми. Каждые два года у детей и их родителей спрашивали, как часто и насколько долго они играют в видеоигры – на компьютерах, консолях, планшетах и телефонах; и что это за игры, то есть можно ли играть в них в компании с другими. Опрашивали также и учителей на предмет того, как у детей развиваются социальные навыки: насколько они могут сотрудничать, насколько у них развит самоконтроль, насколько они настаивают на своём, если вдруг возникает конфликт с товарищами, и т. д.
Авторы работы учитывали пол ребёнка – поскольку мальчики и девочки могут проводить в играх разное время и с разными последствиями; массу тела (точнее, индекс массы тела) – поскольку полные дети часто страдают от того, что их избегают, и могут искать утешения в видеоиграх; и социоэкономический статус родителей – поскольку у детей из малообеспеченных семей могут быть свои проблемы, которые мешают им общаться с товарищами.
Результаты опубликованы в Child Development. Для мальчиков никакой связи между увлечённостью играми и социальными навыками не обнаружилось: у кого-то навыки были получше, у кого-то похуже, но к играм это не имело отношения. У девочек связь была, но в таком виде: если девочка много играла в 10 лет, то к 12 годам её умение общаться было похуже, чем если бы она два года назад играла не так активно. И, наконец, дети обоего пола, у которых в 8 и в 10 лет были проблемы с общением, начинали активнее играть в 10 и 12 лет соответственно.
Иными словами, если взять 12-летнего мальчика, который много играет в видеоигры и мало общается, то это, скорее всего, следствие того, что два года назад у него что-то не заладилось с товарищами, причём не заладилось по каким-то неигровым причинам. То есть, как говорят авторы работы, увлечённость играми может быть скорее следствием, а не причиной неумения вести себя с другими.
С другой стороны, сами исследователи предупреждают, что в их результатах может быть некоторая неточность из-за того, что время, проведённое детьми в игре, они оценивали со слов самих детей или их родителей. Кроме того, было бы любопытно повторить эту работу с детьми из других стран.
По материалам MedicalXpress.