В мозге нашли зону для покемонов
Мозг найдёт в себе место для чего угодно – если нам самим это действительно важно и нужно.
Известно, что в мозге есть зоны, предназначенные для распознавания лиц: когда человек смотрит на чьё-то фото, у него в коре полушарий активируется определённый участок, причём у разных людей зона распознавания лиц всегда будет в одном и том же месте. Но, например, для распознавания автомобилей такой специальной зоны нет (хотя их мы тоже легко различаем среди прочих объектов). Возникает вопрос, почему в одних случаях специализированные участки в мозге формируются, а в других – нет.
Эксперименты с обезьянами показали, что тут всё дело в том, в каком возрасте индивидуум активно наблюдал тот или иной предмет. Если нечто маячило перед глазами в раннем детстве, то мозг выделит для этого объекта специальную зону в зрительной коре. Молодой мозг ещё довольно пластичен, и ему проще добавить в свою архитектуру ещё один функциональный отдел.
Как пишут в Nature Human Behavior исследователи из Стэнфорда, точно так же обстоят дела и у людей. Проверили они это с помощью видеоигр с покемонами Pokémon Red Version и Blue Version, которые вышли в 1996 году и за несколько лет в буквальном смысле захватили мир. Суть их в том, чтобы собирать и тренировать забавных существ со сверхспособностями – тех самых покемонов, или «карманных монстров». Покемонов было придумано очень много, и чтобы хорошо играть, нужно хорошо разбираться в их разновидностях, повадках и пр., при этом они сильно отличаются от всего, что мы видим вокруг себя.
Можно предположить, что у тех, кто детьми много играл в покемонов, в зрительном отделе мозга должна была появиться специальная зона для их распознавания. Тем более, что в первые игры серии можно было играть на одних и тех же гаджетах Game Boy с одинаковым небольшим экранчиком, которые все дети держали примерно на одинаковом расстоянии от глаз. Было важно, что размер экрана и расстояние от глаз у всех детей оставались постоянными, поскольку считается, что расположение и размер специализированной распознавательной зоны в мозге зависит от того, как её объект обычно располагается в зрительном поле.
Исследователи нашли несколько человек, которые играли в покемонов в 5–6 лет, и показали им этих монстриков, одновременно сканируя мозг участников эксперимента в магнитно-резонансном томографе. И действительно, у тех, кто играл в покемонов, при виде их в мозге активировалась примерно одна и та же зона зрительной коры; причём активировалась она не только в ответ на покемонов из игр, но и на покемонов из мультфильмов, которые выглядели немного иначе. (Та же зона отвечает за распознавание животных – чего, наверно, следовало ожидать, поскольку покемоны проще всего отнести именно к животным.)
Но главное тут всё-таки не покемоны – просто с их помощью удалось ещё раз наглядно показать высочайшую пластичность мозга, его умение приспосабливаться к самым разным проявлениям окружающей среды (стоит подчеркнуть, что «зона покемонов» никоим образом не могла быть задана генетически).
Кстати говоря, способность распознавать лица, о которой мы говорили в начале, тоже не вшита в мозг, а развивается постепенно после появления на свет. И хотя в детстве и ранней юности мозг наиболее пластичен, он в какой-то степени может меняться и у вполне взрослых людей.