Как кости усыпляют раковые клетки

На ранних этапах болезни костные клетки не дают делиться метастазным гостям, пришедшим к ним от рака груди.

Рак груди, как и другие виды злокачественных опухолей, рассылает метастазы по организму, и его метастазные клетки часто оседают в костях. Но не всегда из них сразу формируется вторичная опухоль – бывает, что метастазные клетки, придя в кость, сидят в ней до 20–30 лет. Если больного смогли вылечить от первичной опухоли, то он выглядит абсолютно «безраковым» – пока эти клетки внезапно не просыпаются.

Остеобласт под электронным микроскопом. (Фото: Ian Slipper / Flickr.com

Дело тут в том, что кости сами по себе тормозят деление раковых клеток. Известно, что у больных с уже вполне развившейся опухолью груди, которая уже начала рассылать метастазы, начинают плохо работать костные клетки остеобласты. Их задача – наращивать кость: они производят межклеточное вещество с коллагеном и минералами. Но столкнувшись с раковыми клетками, остеобласты перестают делать костное вещество; в результате кость теряет в плотности и слабеет.

Но остеобласты при этом не сидят без дела. Исследователи из Университета Томаса Джефферсона пишут в Breast Cancer Research, что клетки кости направляют энергию на синтез белков, которые тормозят деление раковых клеток. Авторы работы экспериментировали с остеобластами мыши и человека – и те, и те, встретив метастазную клетку от рака груди, выделяли сигнальные молекулы, которые, в свою очередь, стимулировали в раковых клетках синтез белка, регулирующего клеточный цикл; он и блокировал безудержное деление злокачественных гостей.

Важно было, чтобы остеобласты, так сказать, лично встретились с раковой клеткой; те костные клетки, которые не соприкасались с раковыми, никак на тех не влияли. При этом остеобласты тормозили деление клеток от разных типов рака груди, в том числе и от самого неприятного – того, которого называют трижды негативным и который очень трудно поддаётся лечению.

Исследователи подчёркивают, что взаимоотношения костей и метастазов зависит от стадии болезни. На поздних этапах рака опухолевые клетки заставляют окружение работать на себя, то есть они принуждают костную ткань создать для них благоприятные условия. (Вообще злокачественные клетки часто используют такой трюк; недавно мы писали о том, что они даже из иммунных клеток способны делать себе помощников.) Но на ранних стадиях болезни кость способна поставить заслон для опухоли и в течение многих лет не давать появляться вторичным опухолям. Если удастся подробнее расшифровать тот молекулярные механизм, с помощью которого костные клетки держат раковые в узде, то, возможно, можно будет создать средство, позволяющее эффективно останавливать метастазы – хотя бы те, что происходят из опухолей груди.