Рентгеновское око России

Российская космическая рентгеновская обсерватория «Спектр-Рентген-Гамма» («Спектр-РГ») вышла в космос.

13 июля в 15:30 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Протон-М», которая успешно вывела в космос обсерваторию «Спектр-Рентген-Гамма» («Спектр-РГ»). Как сообщает Twitter Роскосмоса, на 583 секунде произошло отделение орбитального блока (Спектр-РГ и разгонный блок ДМ-03). Дальнейшее выведение на целевую орбиту осуществляется разгонным блоком по схеме перелета с двумя включениями маршевого двигателя. Через 15 минут 44 секунды после старта штатно произошло первое включение маршевого двигателя разгонного блока. После 17:30 произошло успешное отделение Спектра-РГ от разгонного блока на целевой орбите, все системы работают штатно. Зафиксировано раскрытие солнечных батарей и теплового экрана. Космический аппарат взят на сопровождение станциями слежения.

Программа полета обсерватории «Спектр-РГ».
Старт ракеты-носителя «Протон-М» с Байконура.
. Иллюстрация: запуск маршевого двигателя разгонного блока.
Отделение космической обсерватории "Спектр-РГ" от разгонного блока.
Иллюстрация внешнего вида рентгеновской обсерватории «Спектр-РГ».

Теперь ему предстоит трёхмесячный полет к пункту назначения, так называемой точке Лагранжа L2, которая расположена на расстоянии полутора миллионов километров от Земли в направлении, противоположном направлению на Солнце. Находящийся здесь объект при движении по орбите вокруг Солнца делает один оборот синхронно с Землей, то есть за один земной год.

За время перелёта будет проведены настройка и тестирование телескопов, а также пробные наблюдения. Следующие 4 года отводятся на проведение обзора всего неба и составление подробной карты видимой Вселенной в рентгеновском диапазоне. Затем, по крайней мере 2,5 года будут вестись наблюдения выбранных участков неба и отдельных источников рентгеновского излучения по заявкам как российских, так и зарубежных ученых.

Такой срок указан в соответствии с планируемой длительностью работы космического аппарата – 6,5 лет. Но, будем надеяться, что он будет снабжать астрофизиков информацией и после этого срока. Ведь запущенная в 1999 году рентгеновская обсерватория «Чандра» (НАСА) с планируемым сроком деятельности 5 лет продолжает работать и по сей день.

На российской обсерватории установлены два рентгеновских телескопа: российский ART-XC и немецкий eROSITA. Эти уникальные инструменты позволят получить карту неба и изучить отдельные источники рентгеновского излучения с достаточно высокой точностью, в том числе и в диапазоне частот, недоступных другим телескопам.

Основными объектами исследований станут все крупнейшие скопления галактик, которых ожидается зафиксировать около ста тысяч, а также активные ядра галактик, мощное рентгеновское излучение которых связано с процессами, происходящими около сверхмассивных чёрных дыр. Последних предполагают изучить порядка трёх миллионов.

Работа новой обсерватории обещает стать триумфом российской науки, что отмечено даже в статье в известном журнале «Science», вышедшей за месяц до пуска.

Любопытно, что в честь 105-летия со дня рождения Владимира Николаевича Челомея, одного из главных творцов советских ракет, в том числе и «Протона», данной ракете-носителю «Протону-М» было присвоено его имя. На ней размещено изображение конструктора и надпись: «Академик В. Н. Челомей 105 лет».

Подробно о российской рентгеновской обсерватории «Спектр-РГ», о том, что же она сможет увидеть в глубинах космоса, что нового сможет узнать о Вселенной, чем она лучше уже существующих обсерваторий и о многом другом, читайте в августовском номере журнала «Наука и жизнь».

По материалам Роскосмоса