«Полет на Луну» завершён!

В Институте медико-биологических проблем РАН завершился четырёхмесячный научный эксперимент по имитации полёта к Луне.

Пока конструкторы ещё только собираются проектировать космические аппараты, способные доставить людей на Луну и Марс, медики уже проводят эксперименты по имитации длительных космических полётов. Эта работа сейчас ведётся в рамках международного проекта «SIRIUS» (Scientific International Research In Unique terrestrial Station – международное научное исследование в уникальном наземном комплексе), который проводится совместно российским Институтом медико-биологических проблем РАН и американской Human Research Program NASA. В проекте участвуют организации космической отрасли из России, США, Франции, Германии, Италии, Бельгии, Белоруссии и других стран. За организацию и проведение эксперимента отвечает российская сторона.

Экипаж покидает исследовательский комплекс, где провел четыре месяца.
Экипаж эксперимента«SIRIUS-19».
Медико-технический наземный экспериментальный комплекс.
Переход между отсеками.
Столовая
Кают-компания для отдыха и общих сборов
Рабочие места.

17 июля 2019 года завершился научный эксперимент «SIRIUS-19», который моделировал четырёхмесячный полёт на Луну. Стартовал он 19 марта. Сценарий миссии включал несколько этапов:

— перелёт к спутнику Земли и стыковку с орбитальной станцией на его орбите;
— двухмесячное наблюдение за лунной поверхностью и выбор точки приземления,
— высадка четырёх членов экипажа на Луну, и выходы на поверхность в лунных скафандрах; оставшиеся два члена экипажа продолжают работать на орбите;
— после возвращения на орбитальную станцию облет Луны в течение нескольких недель, при этом экипаж дистанционно управляет лунными роверами, ведущими подготовку к строительству лунной базы;
— возвращение на Землю.

Экипаж возглавлял настоящий космонавт Евгений Игоревич Тарелкин, который в 2012-13 годах 143 дня проработал на Международной космической станции. Его участие в исследовании вносит элемент профессионализма, а его опыт космического полета будет полезен с точки зрения оценки того, какие наработки эксперимента могут быть в дальнейшем использованы в реальных космических полётах.

Впрочем, и остальные члены экипажа – не посторонние в космонавтике люди. Когда решался вопрос о том, кого брать в испытатели, было принято решение, что это должны быть профессионалы, поэтому для этого эксперимента организаторы не устраивали открытый набор, как в эксперименте «Марс-500». Отбор проводился в первую очередь среди сотрудников Института медико-биологических проблем РАН, ракетно-космической корпорации – «Энергия» основного российского производителя пилотируемой ракетно-космической техники и Центра подготовки космонавтов. Из шести членов экипажа четверо представляли Россию, а двое – США.

Главной целью эксперимента «SIRIUS-19» было изучение механизмов адаптации организма человека к условиям 120-суточной изоляции в герметичном объекте с искусственной средой обитания, имитирующей космический полёт. За четыре месяца исследователи провели 79 экспериментов (психология – 27, физиология - 24, иммунитет – 5, метаболизм – 9, микробиология и гигиена – 12, телемедицина – 2).

Отдельной целью стало исследование поведения смешанного экипажа, в котором впервые присутствовало сразу три женщины. Ранее в мужской экипаж включали только одну женщину. Исследовалась степень психологического комфорта команды в данной ситуации

Итогом эксперимента станет разработка методов борьбы с отрицательным воздействием изоляции, требований к общей компоновке планетарных баз и межпланетных кораблей, критериев отбора межпланетных экипажей и других рекомендаций. Некоторые из них найдут применение в ближайшее время на Международной космической станции.

Например, по результатам эксперимента психологи пришли к выводу, что технологии виртуальной реальности могут использоваться для создания благоприятного психологического климата и разгрузки космонавтов. В самое ближайшее время они собираются предложить очки виртуальной реальности для использования на МКС.

На 2020 год исследователи запланировали следующий, более масштабный эксперимент с изоляцией уже на восемь месяцев и большим экипажем, в составе которого, возможно, будут присутствовать представители Франции, Германии и Белоруссии. Подготовка к нему уже ведётся. А по окончании восьмимесячного эксперимента исследователи собираются провести годовой «полёт».

По материалам официального сайта проекта «SIRIUS» и его странице в «Контакте»