№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Первое всеобщее потепление

Климатические изменения, имевшие место в недавнем прошлом, происходили по-разному в разных частях света.

Мы постоянно слышим о глобальном потеплении, но многие при этом вспоминают, что сравнительно недавно у нас были и другие периоды потепления и похолодания. Речь не глобальных ледниковых периодах, которые длились по несколько миллионов лет, но о сравнительно краткосрочных климатических скачках. Например, небольшое потепление случилось между 250 г до н. э. и 400 г. н. э. – так называемый Римский климатический оптимум. Или вот, например, Малый ледниковый период, который длился с XIV по XIX вв. Эти периоды приходили и уходили, особой катастрофы из-за них не случалось – может быть, и к нынешнему потеплению стоит относиться без особой тревоги?

Но дело в том, что все климатические скачки за последние 2000 лет не были глобальными. В новой статье в Nature исследователи из Бернского университета и других мировых научных центров пишут о том, как менялась температура на Земле, начиная с первого года нашей эры. Чтобы узнать это, автор работы использовали данные, собранные международным исследовательским консорциумом PAGES 2k, который занимается глобальными климатическими изменениями, изучая их в исторической перспективе. Среди данных были и анализы структуры льда глубоко в ледниках, которые запомнили температурные изменения прошлого, и измерения годовых колец деревьев (которые ведут себя по-разному в зависимости от климата), и анализ структуры сталактитов и сталагмитов в пещерах, и т. д. Кроме того, не стоит забывать, что с определённого времени люди вообще стали регулярно измерять температуру воздуха, и те записи дошли до наших дней.

Исследователей интересовали несколько климатических периодов: во-первых, это уже упоминавшиеся Римский климатический оптимум и Малый ледниковый период, а также климатический пессимум раннего Средневековья (похолодание, наступившее после Римского оптимума) и Средневековый климатический оптимум в X–XIII вв. Моделируя климат, авторы работы использовали разные варианты расчётов, но в любом случае получалось, что эти похолодания и потепления не были одновременными и глобальными.

Например, как пишет портал ScienceNews, во время Малого ледникового периода центр и восток Тихого океана достигли минимальной температуры уже в XV в, тогда как северо-запад Европы и юго-восток Северной Америки остыли до минимума двумя столетиями позже, к XVII в. Средневековое потепление достигло максимума на северо-западе Европы и юго-востоке Северной Америки в XI в, но в Тихом океане теплей всего было опять же несколькими столетиями раньше, а если говорить о Южной Америке, то в центре континента то же потепление достигло максимума несколькими столетиями позже.

То есть предыдущие перемены в климате не были глобальными в том смысле, что температура не росла и не падала одновременно с одинаковой скоростью в разных частях света. Чего нельзя сказать о нынешнем потеплении: в статье в Nature говорится, что по всей Земле самая высокая температура пришлась на конец XX века (в XXI век авторы работы не заглядывали).

В другой статье, опубликованной в Nature Geoscience на основании тех же данных от PAGES 2k Consortium, говорится, что нынешнее потепление развивается быстрее других климатических изменений, которые происходили на планете за последние 2000 лет.

Наконец, в ещё одной статье в Nature Geoscience описаны причины климатических скачков прошлого. Главной причиной оказались извержения вулканов, которые вызывают поначалу похолодание, за которым следует температурный отскок. Последний такой отскок, который начался в конце Малого ледникового периода в середине XIX в., совпал с началом индустриальной революции, когда в атмосферу стало поступать всё больше парниковых газов. Поэтому наше с вами современное потепление выглядит таким нестандартным, происходят одновременно везде и развиваясь быстрее, чем те, что были до него.

На самом деле о том, что нынешние изменения климата отличаются от прошлых, говорили и раньше, но теперь это удалось показать на чрезвычайно большом массиве данных – что даёт лишний повод всерьёз задуматься о нашем климатическом будущем.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее