Потенциальных источников марсианского метана стало на один меньше

Ветровой эрозии недостаточно для существенного изменения содержания метана в атмосфере Марса.

С того момента, как в атмосфере Красной планеты обнаружили метан, у исследователей всё ещё нет однозначного ответа, а откуда он там, собственно говоря, берётся. Существует несколько гипотез, частично объясняющих эту метановую марсианскую аномалию.

Фото: NASA/JPL-Caltech/MSSS CC BY-NC 2.0

Пылевой дьявол на поверхности Марса, снятый камерой орбитального аппарата Mars Reconnaissance Orbiter. Фото: NASA/JPL-Caltech/Univ. of Arizona

По одной версии, под поверхностью, где не так холодно, и куда не проникает губительное излучение, могут существовать микроорганизмы, вырабатывающие тот самый метан. По другим предположениям, простейший углеводород образуется без участия живых существ: при взаимодействии воды с некоторыми минералами или в процессе фотохимических реакций.

Но была ещё одна гипотеза, согласно которой метан выделяется в прямом смысле из камней, когда те медленно разрушаются из-за ветровой эрозии. Пылевые бури на Марсе совсем не редкость, поэтому и процессы эрозии безжизненного каменного ландшафта пусть и медленно, но вполне себе происходят. Но насколько эта идея реальна, да и как в камнях может оказаться газ?

Со вторым вопросом всё довольно просто. При образовании твёрдых пород в них могут попадать микроскопические капельки жидкости или пузырьки газов. Например, в базальте, который в большом количестве присутствует на Марсе, находится некоторое количество метана, пусть и очень малое. Об этом говорят результаты анализов как базальтовых пород на Земле, так и метеоритов марсианского происхождения.

Когда же такая магматическая порода медленно разрушается под действием ветра и песка, то запасённые в ней газы, естественно, высвобождаются в окружающий воздух. Стоит напомнить, что речь идёт об очень малых концентрациях, порядка нескольких молекул метана на миллиард других молекул (для большей наглядности это соотношение можно представить, как если бы вы нашли пару десятков фамилий в списке всех жителей земного шара). Но даже такие мизерные значения регистрируются приборами.

Исследователи из университетов Великобритании и Канады опубликовали в Scientific Reports статью, в которой они изучили, насколько значимым может быть такой канал поступления метана в марсианскую разреженную атмосферу. Для этого они сравнили скорость ветровой эрозии базальтовых и осадочных пород, количество содержащегося в них метана, интенсивность пылевых бурь на Марсе и особенности перемешивания газов в атмосфере.

Результат получился не в пользу этой гипотезы – даже при самых «благоприятных» условиях быстрого разрушения осадочных пород с большим содержанием метана, количества высвободившегося газа не хватит для того, чтобы объяснить сезонные колебания и периодические всплески концентрации метана в марсианском воздухе. А это значит, что что-то другое поставляет углеводород в атмосферу Марса. Или кто-то.

По материалам Scientific Reports