№01 январь 2025

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Отцовство меняет мозг рыб

У самцов колюшек в период отцовства активируются аналоги генов, которые помогают млекопитающим быть хорошими родителями.

Самец колюшки и его гнездо. (Фото: UW News / Flickr.com

Рождение ребёнка в прямом смысле меняет его родителей, причём обоих. Мы уже как-то рассказывали, что у отцов в мозге активируется та же сеть нервных центров, что и у матерей, и что у мужчин после происходят гормональные перестройки, очень похожие на те, что происходят у родивших женщин.

И такое переформатирование имеет место не только у человека. Исследователи из Университета Иллинойса в Эрбана-Шампейне пишут в Nature Communications, что у самцов рыб колюшек после появления потомства мозг становится материнским. Колюшки известны тем, что их самцы заботятся о потомстве: они выбирают собственный участок, роют на нём ямку, делают в ямке гнездо из водорослей и мусора, приглашают в гнездо самку – и после того, как самка выметывает икру, прогоняют её. Самец заботится об икре, не давая застаиваться воде в гнезде, и охраняет мальков в первые несколько дней после того, как они появились на свет, не давая им уплывать далеко от гнезда.

Исследователи сравнили активность генов в мозге самцов колюшек до и после того, как у них появилась икра, и после рождения мальков. Оказалось, что у рыб активировались гены, которые кодируют аналоги гормонов и нейромедиаторов окситоцина, пролактина и галанина. У млекопитающих окситоцин усиливает психологическую связь между родителями и потомством (и вообще между близкими людьми), а пролактин стимулирует выработку молока (хотя его активность возрастает и у отцов). У нейропептида галанина много функций, но среди прочего он подавляет у самцов агрессию по отношению к детёнышам.

Возможно, что рыбьи аналоги окситоцина и галанина действуют так же, как у зверей, что до пролактина, то его функцию тут ещё предстоит понять. Пока что важно то, что механизм переформатирования мозга под родительские задачи возник в эволюции довольно давно, и в общих чертах работает, по-видимому, одинаково у самых разных групп животных – по словам авторов работы, изменения в мозге отцов-колюшек вполне можно соотнести с изменениями, которые происходят у родителей-мышей. Что заставляет по-новому взглянуть на эволюцию поведения – возможно, наша родительская любовь пользуется эволюционными наработками, возникшими ещё в те времена, когда никаких млекопитающих на земле не было.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее