Загрязнение среды портит иммунитет на несколько поколений вперёд

Диоксин, подействовав на иммунную систему предков, мешает бороться с вирусами их внукам и правнукам.

Загрязняющие вещества попадают к нам в организм с воздухом, водой и едой, потому, естественно, в первую очередь они портят лёгкие с кишечником. Но поскольку в нашем организме ничто не существует отдельно от всего остального, то вред от загрязнений чувствуют и сердце, и нервная система, и половая, и иммунитет.

Причём вред, нанесённый иммунной системе, может распространяться и на следующие поколения, как показали эксперименты сотрудников Рочестерского университета. Беременным мышам давали знаменитые диоксины, которые образуются в промышленном производстве и при сжигании мусора, и которые порой можно обнаружить даже в продуктах питания. Диоксины подавляют иммунитет, могут спровоцировать онкологические заболевания, бесплодие (как у женщин, так и у мужчин), пороки развития и пр., при этом они имеют свойство накапливаться в тканях и легко путешествуют по пищевым цепям.

Эффект от диоксинов оценивали по цитотоксическим Т-лимфоцитам, чья задача – вовремя уничтожать бактерии с вирусами, а также инфицированные злокачественные клетки. Мышам вводили один из вирусов гриппа и наблюдали, как Т-лимфоциты будут реагировать на инфекцию. У тех животных, чьи матери получали порцию диоксина, иммунитет реагировал на вирус хуже, что понятно: токсины в организме беременной самки подействовали на плод.

Но и у внуков, и даже у правнуков этих самок иммунитет тоже работал хуже (причём эффект был более всего заметен у самок). То есть диоксин предков действовал через несколько поколений – ни внуков, ни правнуков им не обрабатывали. С другой стороны, ослабление иммунной системы у внуков и правнуков зависело от того, от каких отцов и матерей они рождаются – то есть один родитель испытал на себе эффект материнского диоксина или оба.

Известно, что диоксины связываются с клеточными рецепторами AHR. Эти рецепторы, в свою очередь, регулируют активность многих генов. То есть диоксины в данном случае не вносят мутацию в ДНК, а перенастраивают работу генов, имеющих отношение к работе Т-лимфоцитов. И раз эффект распространяется через поколения, то можно предположить, что изменения в генетической регуляции закрепляются в каких-то эпигенетических механизмах – подобно тому, как это происходит, например, с никотином. Однако о том, какой именно молекулярный механизм тут работает (и почему он работает преимущественно у самок), станет ясно после новых экспериментов.

Это не первая работа, в которой говорится о том, что вред от загрязнений окружающей среды может передаваться через поколения; ранее похожие результаты получались для половой, нервной и дыхательной систем органов.

Подробно результаты исследований описаны в журнале iScience