В Нарбонне нашли крупный римский некрополь
Благодаря реке, которая периодически затапливала памятник, он очень хорошо сохранился.
«Фесту, десяти лет, и Аквиле, восьми лет, Юлия Протогения своим любимым», – так звучит эпитафия, извлечённая на свет спустя две тысячи лет. Полные скорби слова нашли на мраморной надгробной плите во время раскопок крупного римского некрополя во французской Нарбонне.
Он датируется I–III веками нашей эры и занимает площадь около 5 тысяч квадратных метров. По примерным подсчётам, на некрополе может быть около тысячи могил. Благодаря илам реки Од, которая протекает рядом и периодически затапливает памятник, сохранность погребений очень хорошая. Общая толщина слоя, перекрывшего некрополь, доходит до 3 метров. Поскольку наводнения случались несколько раз, археологи получили стратиграфическую последовательность погребений: можно чётко определить, какие из них были совершены раньше, а какие позже, даже не учитывая находки (а иногда и точнее, чем по находкам). А значит, можно подробно проследить, как менялись погребальные ритуалы. Всё это делает некрополь исключительным, считает Доминик Гарсиа (Dominique Garcia), Директор Национального института охранных археологических исследований (Institut National de Recherches Archéologiques Preventives, INRAP), который проводит раскопки.
Некрополь относится к Нарбо Марциусу (Narbo Martius) – первой римской колонии в Галлии, основанной в 118 г. до н.э. В начале нашей эры город стал крупным торговым центром, лежащим на пути между Средиземноморьем и Атлантикой. Кроме того, он был столицей провинции Нарбоннская Галлия. Благодаря тому, что колония возникла на пустом месте, а не в покорённом варварском поселении, она может многое рассказать о собственно римском способе жизни.
Судя по погребениям, некрополь не был «элитным». Надгробия говорят о том, что многие из погребённых были рабами или отпущенниками. Однако сам факт таких надгробий, а также большое количество греческих (импортных) амфор в могилах, говорит о том, что усопшие при жизни обладали определённым достатком. Вероятно, этому способствовала торговля.
Археологам удалось определить несколько интересных черт погребального обряда. Так, для ритуальных возлияний использовали части амфор. Одна из них установлена прямо на урне с прахом усопшего, другая – поверх могилы. Рядом с другим погребением открыли камни со следами ритуального костра. Такое впечатление, что его разводили вчера, говорят археологи. В некоторых местах земля покрыта ракушками, вероятно, это остатки поминальных трапез.
Сейчас археологи раскрыли около сотни погребений. Некоторые из них сгруппированы, иногда даже отделены от других небольшими заборчиками. Вероятно, на таких участках хоронили членов одной семьи или коллег, занимавшихся одним и тем же ремеслом.
Большинство погребальных ям содержат урны с прахом усопших, то есть основной обряд некрополя – это трупосожжение. Исключением были детские могилы. В погребения клали небольшие терракотовые сосуды, вероятно с маслом или парфюмами, немного пищи, порой одну или две стеклянных «бутылочки», а также светильники. Иногда в могилах находят амулеты, например, в одной из них обнаружили золотую подвеску в виде фаллоса.
Некрополь нашли, когда проводили охранные раскопки перед строительством жилых домов на окраине Нарбонны. Планировалось, что археологические работы продлятся четыре месяца. Но исключительность памятника и общественный интерес позволили продлить раскопки до следующего лета. Для этого археологам выделили миллион евро.
По материалам Teller Report.
Фото: INRAP/