№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Пчелиная математика

Способность пчёл сравнивать количество объектов зависит от условий обучения.

(Фото: smaglov / Depositphotos
Мы мгновенно можем сказать, сколько на картинке звёзд того или иного цвета, но определить их общее количество мгновенно уже не выйдет.

Арифметические способности не есть что-то, что свойственно сугубо человеческому мозгу: что там говорить про попугаев и ворон, которые вообще известные умники, если даже пчёлы могут складывать и вычитать и понимают, что такое ноль.

Впрочем, в случае с арифметикой есть одна тонкость: и мы, и «арифметические» животные легко различаем числа до четырёх включительно – то есть легко понимаем, что 3 больше, чем 2, и меньше, чем 4; что 1 меньше 2 и т. д. А вот манипулировать количеством, где чего-то больше, чем четыре единицы, будет уже затруднительно – и людям в том числе. Тем, кто не верит, обычно предлагают посмотреть на картинку вроде той, где нарисованы разноцветные звёзды (рис. 2).

Любой сразу скажет, сколько там зелёных звёзд, синих, красных и коричневых, но если попытаемся посчитать общее количество, не обращая внимания на цвет (или посмотрим на картинку, на которой все звёзды одинакового цвета), то обнаружим, что это требует бо́льших умственных усилий. По одной из гипотез, мозг животных в принципе настроен на то, чтобы быстро оценивать группы объектов до четырёх штук, а вот счёт за пределами четвёрки – уже совсем другое дело, и вот тут-то различия в развитости мозга дают о себе знать.

Однако исследователи из Мельбурнского королевского технологического института (те самые, которые обнаружили у пчёл понимание ноля и способности к вычитанию и сложению) вместе с коллегами из Университета Монаша и французского Национального центра научных исследований пишут в своей новой статье в Journal of Experimental Biology, что пчёлы могут понять и что значит «больше четырёх» – важно только правильно их обучать.

Эксперимент ставили с двумя группами пчёл, которых запускали в камеру в виде буквы Y. В левом и правом крыле «игрека» стояло по перегородке с отверстием и рисунком, и на одном рисунке было нарисовано четыре квадрата, а на другом – больше четырёх. Пчела должна была отличить «четыре» от «больше четырёх», и если она летела туда, где был рисунок с четырьмя фигурами, то получала награду – сладкий сироп.

Но пчёл, как мы сказали, было две группы. И в одной группе за неправильный ответ насекомые ничего не получали, а в другой за неправильным рисунком стоял горький раствор. Каждую пчелу гоняли через это задание 50 раз, и те, которые за неправильный ответ не получали ничего, так и не смогли выучить, чем один рисунок отличается от другого. А вот те пчёлы, которые за неправильным рисунком наталкивались на невкусное угощение – и пробовали его – выучивали, что нужно двигаться туда, где нарисовано четыре фигуры, а не больше.

То есть дело не только в том, на что способен мозг сам по себе, но и в окружающих условиях: способность пчёл понять количество объектов, превышающее четыре, проявилась только при выборе между вкусным и невкусным. Возможно, эти результаты стоило бы регулярно напоминать тем, кто оправдывают собственные неудачи отсутствием способностей – если  у пчёл мозг может быть таким пластичным, что уж говорить про нас.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее