Природа помогает детям учиться

После занятий на открытом воздухе у детей повышается уверенность в себе и улучшается отношение к школе.

Сотрудники Университетского колледжа Лондона и британского Фонда дикой природы решили узнать, как природа влияет на школьные успехи детей. Под природой тут имеется в виду, что занятия проходят не в помещении, а на открытом воздухе. Подобные исследования проводили и раньше, но со взрослыми, и взрослым от активности на природе была одна только польза.

В экспериментах участвовали более шестисот мальчиков и девочек в возрасте от семи до одиннадцати лет, которым устраивали одно или несколько занятий на свежем воздухе. Это не обязательно были занятия по природоведению/биологии/экологии с распознаванием деревьев по листьям и птиц по голосам, собиранием членистоногих и пр. Это могло быть ещё, например, задание написать стихотворение, в котором фигурировал бы лес, или же дети делали какие-то скульптуры из веток и коры – словом, занятия по тематике были совершенно разные. До и после выхода на природу детей просили ответить на вопросы, которые касались их психологического состояния, отношения к одноклассникам и отношения к школе вообще.

В исследовательском отчёте говорится, что четверо из пяти детей после таких занятий говорили, что они стали более уверенными в себе, 84% сказали, что они чувствуют, что могут теперь взяться за то, чего раньше не делали; 79% сообщили, что такие занятия помогают им учиться в целом. Большинство детей также сказали, что после занятий на природе у них улучшились отношения с учителем и школьными товарищами. Кроме того, дети вообще почувствовали себя лучше – в физическом и психическом смысле. Сильнее всего «эффект природы» сказывался на тех, кто обычно не слишком часто бывает на этой самой природе и мало что знает про диких птиц и зверей.

Правда, если улучшение самочувствия оценивали в конкретных цифрах, и оно улучшилось в среднем с 4,12 до 4,26 по пятибалльной шкале, то о том, как изменились отношения с товарищами и как повысилась уверенность в себе, судить уже сложнее: в отчёте на этот счёт фигурируют только те проценты, которые получились после занятий на природе. В разговоре с исследователями дети говорили, что они теперь чувствуют бо́льшую уверенность в себе – очевидно, исходя из таких ответов и были сделаны выводы об уверенности в себе, школьных отношениях и прочем. С другой стороны, если у детей достоверно улучшилось самочувствие – психическое и физическое – то и отношения с другими и с самим собой тоже вполне могли улучшиться.

Конечно, хорошо бы ещё понять, почему природа так действует. С одной стороны, можно вспомнить, что на природе воздух чище, в нём меньше пыли и углекислого газа – а свежий воздух, как мы сами писали несколько лет назад, улучшает работу мозга. С другой стороны, детей на природе окружает очень и очень разнообразная среда: деревья, кусты, травы, перепады ландшафта, звуки птиц и пр. Мы знаем из разных экспериментов, что интересная жизнь идёт на пользу и психике, и физиологии, и хотя такие эксперименты ставят пока что преимущественно на животных, есть все основания полагать, что и людям хорошо бы разнообразить свои ощущения – хотя бы регулярными вылазками за город.