Человеческие нейроны прижились в мышином мозге

Нейроны человека развиваются в мышином мозге долго, но, несмотря на это, потом они вполне срабатываются с нейронами мыши.

Нейрон зрительной коры мыши. (Фото: NIH Image Gallery / Flickr.com

В мозг – по крайней мере, мышиный – можно добавлять нейроны, так сказать, со стороны: мы писали о том, что такие нейроны успешно соединяются с «натуральными» мозговыми нейронами и начинают вместе с ними выполнять общую работу. Но в этих экспериментах мышам пересаживали клетки, полученные от них же: кожные клетки мышей перепрограммировали в стволовые клетки, которых можно было превратить в любые другие, и полученным стволовым клеткам давали команду превратиться в нейроны.

Исследователи из Брюссельского свободного университета и других научных центров тоже занимались пересаживанием нейронов в мозг мыши, но только нейроны эти были человеческие и получали их из эмбриональных стволовых клеток. Известно, что в коре мозга человека нейроны и нейронные цепи созревают довольно долго – намного дольше, чем у других животных. Авторов работы интересовало, что определяет время созревания нейронов – какие-то их внутренние часы или это влияние окружения. Если всё дело в окружении, то после пересадки мышатам человеческие нейроны будут развиваться со скоростью нейронов мыши, и весь процесс займёт несколько недель.

Однако, как говорится в статье в Neuron, незрелые человеческие нейроны, попав в мышиный мозг, развивались с обычной человеческой скоростью, так что полноценные зрелые клетки из них получались только спустя несколько месяцев. Тем не менее, дозрев, они встраивались в мышиные нейронные цепи и начинали реагировать на визуальные стимулы (нейроны пересаживали в зрительную кору); более того, активность человеческих клеток менялась в зависимости от того, что именно показывали мышам. То есть, несмотря на собственный ритм развития, человеческие нейроны вполне смогли сработаться с чужим окружением.

В перспективе такие человеко-мышиные модели могли бы помочь в изучении того, что происходит с нашими нейронами в ходе индивидуального развития и что происходит, если нейрон оказывается испорчен какой-нибудь болезнью – например, болезнью Альцгеймера.