№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Как ритмы мозга помогают управлять вниманием

Улучшить внимание можно, если подавить альфа-волны в своём мозге – даже если не знать, как это у вас получается.

Очень многие из нас хоть раз в жизни думали о том, чтобы стать более внимательными, и очень многие из тех, кто так думал, пытались использовать какие-то психологические упражнения, иногда на грани магии. Исследователи из Массачусетского технологического института предлагают свой способ усилить внимание, и никакой магии в нём нет – нужно просто уметь подавлять альфа-ритмы в собственном мозге.

О том, что альфа-ритмы (особенно те, которые генерирует теменная кора) как-то связаны с вниманием, нейробиологи знают давно. Однако до сих пор не было ясно, связаны ли альфа-ритмы со вниманием непосредственно, или же они представляют собой побочный результат какого-то нейронного процесса, который управляет вниманием. Чтобы это выяснить, участникам эксперимента на экране показывали некий узор и просили представить его более видимым, более контрастным. Одновременно у них регистрировали электрическую активность мозга с помощью магнитоэнцефалографии, которая позволяет наблюдать ритмы в миллисекундных интервалах. Исследователи записывали альфа-ритмы теменной коры левого и правого полушарий по отдельности. Суть была в том, что альфа-волны слева и альфа-волны справа отличались друг от друга, и чем сильнее они отличались, тем более контрастным становился рисунок на экране.

Участники эксперимента видели свои правые и левые альфа-ритмы одновременно с рисунком, который нужно было отконтрастировать. Специальный алгоритм отслеживал изменения в альфа-волнах. Чем более асимметричными становились лево- и правополушарные альфа-волны, тем более различимым делался рисунок. В результате человек управлял собственными альфа-ритмами, хотя делал он это бессознательно – просто у него что-то напрягалось в уме, и он видел последствия своих усилий. Спустя два десятка сеансов мозг уже хорошо понимал, что нужно сделать, чтобы получить отклик в виде контрастного рисунка, хотя понимание это было интуитивным – в том смысле, что никто не говорил себе «я сейчас сделаю то-то и то-то, чтобы изменить свои альфа-волны». По сути, здесь работал тот же механизм, который имеет место при формировании любого условного рефлекса.

После того, как участников эксперимента научили делать собственные альфа-ритмы асимметричными, настала очередь внимания. Слева и справа на экране появлялась светящаяся точка, на которую не нужно было обращать внимания – нужно было смотреть только по центру экрана. Насколько это удавалось, можно было узнать по активности зрительных центров коры. Во время обучения управлению альфа-волнами кого-то из добровольцев учили подавлять альфа-ритмы правого полушария, кого-то – левого.

Оказалось, что у того, кто подавлял альфа-ритмы справа, зрительная кора сильнее реагировала на точку слева и слабее на точку справа. Соответственно, у тех, кто подавлял альфа-ритмы слева, всё было наоборот. Напомним, что смотреть нужно было строго по центру и никаких точек стараться не замечать. Следовательно, у тех, кто замечал точку, внимание было хуже, и хуже оно было не в том полушарии, где альфа-волны были подавлены, а в том, где они были сильнее. То есть, например, правое полушарие с подавленными альфа-ритмами не замечало точку справа, а левое, где альфа-ритмы были активнее, реагировало на точку слева. (Хотя зрительные нервы у нас и перекрещиваются, зрительное внимание полушарий всё же относится преимущественно к своей стороне.)

Прямую связь альфа-ритмов со вниманием удалось показать и в других опытах. Например, человека просили внимательно присмотреться к какой-то уличной сценке, и пока он смотрел на фото, у него отслеживали траекторию взгляда – и взгляд сосредотачивался на той стороне изображения, где альфа-волны работали в пользу внимания. Наверняка по образу этого эксперимента можно сделать тренинг по усилению внимания, правда, пока неясно, насколько долго держится такой эффект, и можно ли его как-то обновить, не имея перед глазами рисунка своих альфа-волн. Кроме того, мы ведь обращаем внимание на разные вещи – это может быть вид из окна, а могут быть какие-то сведения из учебника, и было бы интересно узнать, работает ли тренировка альфа-волн на текстовой информации тоже.

Результаты исследования описаны в журнале Neuron.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее