№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Как тромбоциты усиливают атеросклероз

При атеросклерозе иммунные клетки подпадают под плохое влияние тромбоцитов, которые принуждают их к воспалению в липидных отложениях на стенках сосудов.

Макрофаг – иммунная клетка, которая при атеросклерозе подпадает под плохое влияние тромбоцитов. (Фото: NIAID / Flickr.com

Атеросклеротические бляшки, возникающие на стенках сосудов, состоят не только из холестерина и других жиров – в них содержится довольно много иммунных клеток, в частности, моноцитов. Задача моноцитов – искать инфекцию и вообще любые потенциально опасные субстанции (остатки мёртвых клеток и пр.) и в прямом смысле поедать их. Моноциты очень активно двигаются, ползая по сосудистой стенке. Но при атеросклерозе моноциты останавливаются там, где есть атеросклеротическая бляшка, и проникают в неё. Здесь они пытаются съесть избыток липидов и попутно превращаются в макрофагов – большую и менее подвижную разновидность моноцитов. Макрофаги, пытаясь съесть как можно больше жиров, провоцируют воспаление, привлекая в атеросклеротическую бляшку новые клетки и делая её более объёмной и более хрупкой. Считается, что моноциты-макрофаги играют весьма ощутимую роль в развитии атеросклероза. Но ведь от них избавиться нельзя – они очень важны для иммунной системы.

Поэтому исследователи пытаются понять, от чего зависит желание иммунных клеток прекратить патрулирование сосудов и остановиться в липидной бляшке. Действительно, моноциты тут действуют не столько сами по себе, сколько по наущению тромбоцитов, которые прилипают к поверхности моноцитов, и именно такие клеточные комплексы в атеросклеротические бляшки и приходят (на всякий случай уточним, что тромбоциты – это не совсем клетки, а, скорее, обрывки клеток, лишённые ядер и предназначенные для участия в реакциях свёртывания крови).

Сотрудники Нью-Йоркского университета описывают в Science Translational Medicine подробности взаимоотношений моноцитов с тромбоцитами. Эксперименты с мышами показали, что при повышенном уровне холестерина тромбоциты действительно активнее липнут и к моноцитам, и к макрофагам, в которые они превращаются. Кроме того, контакт с тромбоцитами заставляет иммунные клетки выделять воспалительные сигнальные белки, в частности (интерлейкин-1β), которые способствуют росту бляшек. (Если активность этих сигнальных белков подавлять, то симптомы болезни можно ослабить, причём не только у животных, но и у людей). Наконец, тромбоциты не только заставляют моноциты-макрофаги выделять воспалительные сигналы – они также подавляют их способность поглощать мёртвые клетки. То есть тромбоциты мешают моноцитам выполнять их прямые обязанности. В результате в бляшке скапливается много неубранных погибших клеток, из-за чего бляшка делается хрупкой – в ней появляются трещины, которые привлекают больше «бляшечного» материала, и она может, в конце концов, из-за своей хрупкости просто оторваться и устроить где-нибудь тромб.

Воспалительное и не-воспалительное состояние моноцитов зависит от баланса двух транскрипционных факторов – белков, которые управляют активностью других генов. Авторам работы удалось показать, что тромбоциты смещают баланс этих белков в моноцитах в воспалительную сторону. И, что важно, похожую картину можно наблюдать и у человека: по словам исследователей, у тех, у кого были сердечные приступы или проблемы с сосудами, в крови больше тромбоцитов, выше активность воспалительного транскрипционного фактора в моноцитах и выше активность воспалительного сигнального белка интерлейкина-1β.

Остаётся выяснить, как именно тромбоциты влияют на моноциты, то есть какие белки, какие сигналы тут задействованы, и от чего они зависят – ведь может быть так, что некоторые иммунные клетки сопротивляются сигналам от тромбоцитов, а некоторые тромбоциты не так уж в своих сигналах упорствуют. Возможно, в перспективе появятся препараты против атеросклероза, которые будут действовать именно на тромбоциты, запрещая им плохо влиять на иммунные клетки.

По материалам Nature

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее