О любви – 2019

Несколько историй о любви из жизни животных, заставляющих иначе взглянуть на любовь между людьми.

Конечно, это не совсем корректно – говорить о любви среди животных. Тут глядя на людей не всегда можно понять, то ли любовь между ними, то ли нет. Так что лучше сказать – «отношения». Так вот, в прошлом году животные продемонстрировали нам несколько удивительных примеров «отношений», в которых, как в литературных баснях, при желании можно усмотреть весьма полезные аналогии с «отношениями» человеческими.

1.jpg

Семья бонобо. (Фото: GUDKOVANDREY / Depositphotos)

Все знают, как далеко могут зайти родители в своей любви, но самки шимпанзе бонобо в этом смысле ведут себя так, как, наверно, больше никто не ведёт. Бонобо не в пример миролюбивее обычных шимпанзе, но стычки между самцами имеют место и у них. Самцы у шимпанзе ревниво относятся к половым успехам друг друга и часто попросту мешают друг другу спариваться. Исследователи из Института эволюционной антропологии Общества Макса Планка обнаружили, что самки бонобо помогают своим сыновьям в романтических похождениях, стараясь отогнать от них конкурентов. Более того, самки сами мешали другим самцам спариваться – очевидно, чтобы у их детей было преимущество. И это ещё не всё: мамаши бонобо используют своё социальное положение, чтобы продвигать своих сыновей по социальной лестнице – и тем самым опять же косвенно способствовать их успешному размножению. А вот к дочерям матери-бонобо были явно равнодушны, никак не помогая им с потомством.

2.jpg

(Фото: KarepaStock / Depositphotos

Выбор между умным партнёром и красивым не так уж прост – но только не для самок волнистых попугайчиков: из двух самцов они обычно предпочитают более умного. Исследователи из Зоологического института Китайской академии наук и Лейденского университета в своих экспериментах сначала выясняли, какой из двух самцов внешне нравится самке больше, а потом брали менее привлекательного самца и устраивали ему когнитивную тренировку – учили открывать коробочку с кормом. Потом та же самка снова смотрела на тех же двух самцов, только у них теперь в клетках была коробочка с кормом. Красивый самец не знал, что делать с коробочкой, а некрасивый теперь знал – и самка в большинстве случаев меняла своё мнение, выбирая менее красивого, но более умного самца.

3.jpg

Самка двупятнистого сверчка. (Фото: Will Atkins / Flickr.com)

Мы привыкли, что самки предпочитают более статусных самцов, а «более статусный» означает «более сильный», «более агрессивный», «более нахальный» и т. д. Между тем это не всегда так. Например, самки двупятнистых сверчков любят как раз более слабых самцов. Когда сверчки ищут пару, они выполняют сложный брачный ритуал со многими элементами – это и особое стрекотание, и блуждание в поисках партнёра, и хождение друг за другом, когда то самец следует за самкой, то наоборот, и касание друг друга усиками, которое происходит через определённое время после встречи. И самцу-чемпиону, который успешно отбивается от всех конкурентов, сложно переключиться на церемонию ухаживания и начать выполнять все эти поведенческие фигуры. Иными словами, альфа-самцы у сверчков просто не умеют вести себя с самками: они демонстрируют агрессию, вместо брачного стрёкота издают сигналы атаки и даже начинают просто бить и кусать самок. А вот «лузеры» начинали ухаживать за самкой, как только её увидели, и потому чаще пользовались успехом. Что же, самок вполне можно понять.

4.jpg

Египетские летучие собаки. (Фото: Anne Hardy / Flickr.com)

Отношения между египетскими летучими собаками мы даже комментировать не будем – эти крыланы, как выяснили исследователи из Тель-Авивского университета, меняют секс на еду. Египетские летучие собаки питаются фруктами – инжиром, апельсинами, финиками и т. д. и живут большими колониями. В колониях одни особи часто делятся едой с другими, и обычно самка получает еду от самца, и даже от нескольких самцов сразу. И вот самцы-то кормят самок не просто так, а рассчитывая на секс. То есть это, в общем-то, инвестиция в размножение.

Авторы работы сравнили гены у молодняка крыланов и у взрослых особей, и оказалось, что самки рожают от того самца, кто их кормил. Ухаживание едой начинается задолго до сезона размножения, так что у самки есть время, чтобы выбрать кого-то одного из ухажёров. При этом угощающие самцы у разных самок разные, то есть не бывает такого, чтобы один и тот же самец кормил несколько самок – что говорит о том, что вкусы самок тут сугубо индивидуальны.

5.jpg

(Фото: epitree / Flickr.com)

Люди слепнут от любви и пчёлы слепнут от любви, только вот пчёлы слепнут в буквальном смысле. Когда будущая королева пчёл, то есть матка, собирается основать собственный улей, она вылетает в брачный полёт. Точнее, таких вылетов может быть несколько: самка спаривается с одним самцом, потом с другим, потом с третьим – число партнёров может достигать 24. Но притом любой самец заинтересован в том, чтобы самка не спаривалась ни с кем, кроме него. В прошлогодней статье в eLife говорится, что у трутней в ходе эволюции появилась оригинальная уловка, позволяющая уменьшить число партнёров у самки – в сперме пчелиных самцов содержатся вещества, которые ухудшают зрение самки. С ухудшившимся зрением самка с меньшей вероятностью снова отправится в брачный полёт и с большей вероятностью завершит брачные похождения и отправится основывать свой улей.

6.jpg

(Фото: Dimijana / Depositphotos)

Если от любви пчёлы слепнут, то у дрозофил становится крепче память. Всё дело опять же в особых молекулах, содержащихся в семенной жидкости самцов – он так действует на нейроны самки, что она лучше запоминает неприятности, которые с ней случились (запоминает ли она лучше приятные события, исследователи из французского Национального центра научных исследований не проверяли). Улучшая самкам память, самцы тем самым помогают им выжить и, следовательно, повышают вероятность того, что самки отложат яйца – а значит, и самцу тоже удастся оставить потомство.

7.jpg

(Фото: eevl / Depositphotos)

Ну и напоследок котики – куда ж без них? Они, с одной стороны, ведут себя по отношению к людям довольно независимо – во всяком случае, если сравнивать с той преданностью, которую демонстрируют собаки. С другой стороны, кошковладельцы могут рассказать много историй о том, как их котики преданны им и как они любят своих хозяев. С третьей стороны – а не обманываются ли любители котиков? Может, это им всё кажется – и любовь, и преданность?

В общем, наука должна была тут сказать своё веское слово, и она сказала: исследователи из Университета штата Орегон экспериментально показали, что любовь кошек к людям можно сравнить не только с собачьей преданностью, но даже с тем, насколько маленькие дети привязаны к взрослым. Откуда можно вывести мораль: если рядом с тобой кто-то, кто, образно говоря, принадлежит другому виду, то это вовсе не значит, что он тебя не любит и не доверяет.