«Фантастические твари»: животные, которые удивили нас в 2019 году

Скорострельные улитки, дружелюбные скаты, суперэлектрические угри – плюс ещё семь удивительных открытий из мира животных, о которых мы узнали в прошлом году.

Мы, конечно, со всем нашим вниманием следим за открытиями в противоопухолевой медицине или в жизни иммунных клеток, но так, чтобы прямо удивиться-удивиться – за этим надо идти к животным. Потому что клетки и молекулы живут в своём микромире и там вольны вести себя как угодно, а от животных мы заранее ждём какого-то определённого поведения. А они, наоборот, часто ведут себя совсем не так, как мы ожидали. О некоторых открытиях, вроде того, что во́роны радуются собственной сообразительности, что мамы шимпанзе устраивают личную жизнь своим сыновьям, и что самки сверчков любят слабых самцов, мы совсем недавно упоминали в биологических итогах года и в дайджесте про любовь. Но за год «фантастические твари» удивляли нас неустанно, так что сейчас – ещё десять примеров удивительных животных.

Морские улитки убивают со скоростью пули

1.jpg

Морская улитка из рода Conus. (Фото: alwayslaurenj / Flickr.com)

Улитка на то и улитка, чтобы всё делать медленно. Но есть на свете хищные улитки конусы, которые живут в морях и ухитряются охотиться на быстрых и вёртких рыб. Ползают конусы по-улиточьи медленно, и рыбу догнать они никак не могут. Но зато у конусов есть яд. Разные виды конусов разработали разные рецепты ядов и разные охотничьи стратегии, специально для той или иной добычи. Некоторые из них выплёвывают в жертву ядовитый гарпун, представляющий собой преобразованный зуб ротового аппарата моллюска. Гарпун движется очень быстро: исследователи из Оксидентал-колледжа установили, что максимальное ускорение ядовитого зуба достигает 280 000 м/с2, что сравнимо с ускорением винтовочной пули, и моллюск тратит всего 100 миллисекунд на то, чтобы поразить добычу.

Гусеницы чувствуют цвет всей кожей

2.jpg

Гусеницы пяденицы меняют цвет в зависимости от фона окружающей среды. (Фото: Arjen van't Hof / University of Liverpoool)

У привычных и обычных гусениц берёзовой пяденицы, оказывается, зрительные гены работают по всему телу, а не только в глазах. Можно сказать, что гусеницы видят цвет всей кожей, хотя какие конкретные молекулярно-клеточные механизмы тут задействованы, пока неясно. Благодаря этому они могут изменять собственный цвет под цвет фона, даже если гусеницам закрыть глаза.

Попугаи рассуждают сложным методом исключения

3.jpg

Серый африканский попугай, или жако. (Фото: David Ellis / Flickr.com

Мы вроде уже привыкли, что попугаи – одни из самых выдающихся умников среди животных, но они продолжают брать всё новые и новые интеллектуальные высоты. Например, взять метод исключения: у нас есть две чашки, в одной угощение есть, в другой нет; открыв пустую чашку, мы лезем во вторую. Но исключать одно из двух – это довольно просто. Более того, всегда есть вероятность, что в таком случае второй вариант выбирается просто по умолчанию, просто потому, что больше не из чего выбирать – а вовсе не вследствие логических рассуждений. Более сложный вариант – когда чашек три: две плюс одна, и две другие стоят отдельно от первой. Мы знаем, что точно есть угощение в первой, и есть угощение в одной из двух других. По условиям можно открыть либо первую чашку, либо одну из двух других. В первой угощение гарантированно есть, а вот если мы захотим открыть одну из двух других, то угощение получим лишь с 50-процентной вероятностью. Здесь метод исключения работает уже более сложным образом. Дети, кстати говоря, такой тест проходят только к 2,5 годам.

А вот если взять африканского серого попугая (или жако), то он пройдёт и тест с тремя чашками, и даже ещё более сложный – с четырьмя. В некоторых случаях исследователи ещё сильнее усложняли задачу: например, в разных парах чашек были разные угощения – простой орех и жевательная конфета, которая попугая нравилась больше, чем орех. Попугай знал, в какой паре чашек какое угощение спрятано, и, если ему показывали пустую чашку из «ореховой» пары, то он понимал, что если он хочет не орех, а конфету, ему придётся рискнуть со второй парой чашек. Если ему везло, он и в следующий раз пытался угадать чашку с конфетой. Если же проигрывал, то в следующий раз предпочитал уже «синицу в руках», то есть гарантированный орех.

Скаты манта умеют дружить

6.jpg

Скаты Mobula alfredi. (Фото: Klaus Stiefel / Flickr.com)

Сложные социальные связи требуют определённого умственного развития, так что прочных дружеских отношений обычно ждёшь от каких-то мозговитых наземных животных. Но это необязательно так – потому что, по всей видимости, на дружбу способны даже скаты манта, которые принадлежат к эволюционно достаточно древней группе хрящевых рыб. Исследователи из Университета Маккуори, Фонда морской мегафауны (США) и ряда других научных центров в течение нескольких лет наблюдали за группами скатов Mobula alfredi (один из видов мант) у северо-западного побережья Индонезии. Компании скатов регулярно посещали гигиенические пункты с креветками-чистильщиками и «столовые» – зоны, где было много мелких ракообразных и рыбьих личинок, которыми питались манты. Скаты надолго оставались в одной и той же компании, что вполне можно расценить как дружбу, причём их самки любят дружить больше, чем самцы, которые склонны всё-таки избегать друг друга. Притом одна и та же особь может входить в две группы, одна из которых состоит только из самок, а другая из самок, самцов и молодняка. В разных группах манты занимаются разными делами, что отчасти напоминает шимпанзе, которые еду ищут в одной компании, а спят в другой.

Одноклеточные решения

4.jpg

Инфузория трубач. (Фото: Jasper Nance / Flickr.com)

Ну ладно попугаи или скаты – даже одноклеточные оказываются умнее, чем от них можно было ожидать. Например, инфузория трубач, несмотря на то, что состоит из одной-единственной клетки, умеет быть непредсказуемой. Чтобы избежать опасности, у трубачей есть целый набор реакций, и хотя среди этих реакций есть определённая иерархия, не всегда можно точно угадать, что в следующий миг трубач решить сделать – что, безусловно, помогает выжить в случае, если на тебя кто-то напал.

Жуки-могильщики согреваются клещами

5.jpg

Жук-могильщик с клещами на спине. (Фото: University of Cambridge)

Жукам-могильщикам, которые и сами питаются падалью, и личинок своих ею кормят, приходится конкурировать друг с другом за добычу. Обычно в выигрыше остаётся тот жук, что покрупнее, но не всегда. Оказывается, выиграть в столкновении мелким жукам помогают клещи Poecilochirus carabi. Эти клещи тоже питаются падалью, но перебираются они от одной тушки к другой на жуках-могильщиках. Будучи вынужден нести на себе дополнительный груз, жук сильнее разогревается, а клещи служат теплоизолятором, то есть не дают жуку быстро остыть. У жука агрессивность растёт вместе с температурой тела, и потому мелкий разгорячившийся жук с согревающими клещами на спине имеет все шансы отбить какую-нибудь мёртвую мышь у более крупного соперника. Причём клещи в этом смысле выгодны только мелким могильщикам – у мелких особей они закрывают большую площадь тела и потому лучше держат тепло.

Кенгуровые прыгуны отбиваются от змей ногами

7.jpg

Один из кенгуровых прыгунов – кенгуровый прыгун Мерриама. (Фото: Marshal Hedin / Flickr.com)

Грызуны кажутся беззащитными против змей, особенно против таких, как рогатый гремучник, который совершает бросок за 100 миллисекунд. Однако кенгуровые прыгуны, на которых гремучники охотятся, реагируют на опасность ещё быстрее – им нужно всего 70 миллисекунд, чтобы отпрыгнуть от змеи, а у некоторых прыгунов это получается даже за 38 миллисекунд.

Но бывает, что прыгун зазевается и пропустит тот момент, когда затаившаяся змея начнёт двигаться. И тогда от, казалось бы, неминуемого укуса грызуна спасает следующий трюк: прыгун подпрыгивает, разворачивается в прыжке и бьёт по змее ногами – с такой силой, что змея отлетает в сторону на целый метр. На видео можно увидеть, что гремучник едва не кусает прыгуна, но всё же прыгуну удаётся в буквальном смысле отбиться от неё. Такая защита весьма эффективна – лишь один из пяти прыгунов попадает змее на обед.

Сипухи пугают мышей лунным светом

8.jpg

(Фото: EBFoto / Depositphotos)

Сипухам по-разному везёт на охоте, причём у некоторых охотничья удача зависит от луны: они в полнолуние ловят меньше добычи, чем в новолуние. Исследователи из Университета Лозанны обнаружили, что всё зависит от расцветки сипух. У них у всех буровато-коричневая спина, а вот живот и грудь у одних могут быть такие же рыжевато-буроватые, а у других снежно-белые. Когда охотится белая сипуха, лунный свет, отражённые от её белого оперения, вводит грызунов в ступор, и даже если мышь заметила сову, она всё равно не двигается места. А вот сипухи с рыжевато-бурым «передом» не могут так обездвижить мышь, и потому у неё больше шансов спастись. Удалось даже посчитать, что мышь, на которую летит белая сипуха, остаётся на месте на пять секунд дольше, чем мышь, на которую летит тёмная сипуха – а лишних пяти секунд сове более чем достаточно, чтобы поймать добычу.

Новый электрический угорь побил электрический рекорд

9.jpg

Электрический угорь. (Фото: Josh More / Flickr.com)

В прошлом году мы узнали, что электрических угрей не один вид, а целых три. На вид их отличить друг от друга нельзя, но на самом деле они всё же отличаются по форме черепа, строению тела и, естественно, по генетике; все трое живут на разных территориях. И самое главное – один из новых видов генерирует электрический разряд напряжением 860 вольт, что намного больше предыдущего рекорда в 650 вольт. Электрические угри и так самые мощные электрогенераторы среди электрических рыб, а этот новый вид с его 860 вольтами становится чемпионом и среди угрей.

Шимпанзе сближает телевизор

10.jpg

(Фото: patries71 / Flickr.com)

Последний удивительный факт из мира животных, может, не такой уж и удивительный, если учесть, что шимпанзе – ближайшие эволюционные родственники людей. Как мы чувствуем эмоциональную общность, если вместе с кем-то смотрим телевизор (ну или кино на ноутбуке), так и шимпанзе чувствуют то же самое. Эксперименты исследователей из Университета Дьюка показали, что совместный просмотр телевизора сближает обезьян: в частности, они больше проводили времени с тем, с кем смотрели видео, и, завидев товарища по просмотру, быстрее спешили ему навстречу. С одной стороны, можно сказать, что совместная деятельность сближает, но тут была не столько деятельность, сколько просто какой-то совместный опыт пассивного наблюдения – и оказалось, что у обезьян он укрепляет социальные связи так же, как и у людей.