В Азаке чеканили редкие генуэзско-татарские монеты
Кривой бронзовый цилиндр из фондов Азовского музея-заповедника оказался штемпелем для средневековых денег.
Пять лет назад, раскапывая средневековое жилище в Социалистическом переулке Азова, археологи нашли небольшой кривобокий бронзовый цилиндрик. Находку положили в пачку от сигарет (обычная археологическая практика) и сдали в местный музей-заповедник. И только сейчас, когда до находки добрались реставраторы, стало понятно, что цилиндрик – это монетный штемпель. Но прежде на месте Азова был золотоордынский Азак, а до него – генуэзская колония Тана, и какие именно монеты чеканили цилиндриком, было неясно.
Находку отправили на определение Игорю Викторовичу Волкову, сотруднику Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва. По его словам, несмотря на плохую сохранность, атрибутировать штемпель довольно просто. На нём видны остатки латинской круговой надписи, из которой сохранились четыре буквы «ATOR» – часть слова «IMPERATOR». Кроме того, в центре монетного поля есть кружок с едва различимым знаком – вероятнее всего, буквой «Т». Подобное сочетание признаков характерно только для генуэзско-татарских монет одного, довольно редкого, типа.
Впервые такие монеты описал в 1906 году О. Ф. Ретовский. Он, в частности, разобрал на них надпись «султан верховный Мухаммед хан», которая обрамляет тамгу правителя Золотой Орды. Стилистически эти монеты были очень похожи на те, которые генуэзцы чеканили в Кафе (современная Феодосия). Напрашивался вывод, что и знаки с буквой «Т» были выпущены там же, но О. Ф. Ретовский сомневался: саму букву ему объяснить не удалось. Он сначала предположил, что «Т» – это место чеканки, то есть генуэзская Тана. Понимая, что совпадение одной буквы – слабый аргумент, он впоследствии отказался от такой точки зрения. В самой Тане такие денежные знаки не находили.
В 1999 году крымский археолог В. П. Кирилко, опираясь на монограммы правителей княжества Феодоро, предположил, что монеты с буквой «Т» печатались для княжества в Кафе. Исследователь не настаивал на том, что это единственное возможное объяснение, но после его публикации все подобные денежные знаки стали считать мангупскими (Мангуп – столица Феодоро).
Игорь Волков, опознавший азовскую находку, в 2003 году предлагал видеть в букве «Т» сокращение имени золотоордынского хана Тимура (1411–1412) или любого другого правителя Орды (если читать букву вместе с надписью по кругу, то можно предположить в них слова «IMPERATOR TATARORUM»).
Другой исследователь, М. М. Чореф, в 2013-м году предложил новое объяснение: «Т», по его мнению, это сокращение имени Теодоро II Палеолога, маркиза Монферратского, правившего Генуей в 1409–1413 гг. и бывшего императорским викарием – от его имени такие денежные знаки печатали в Кафе.
Находка из Азова, кажется, ставит в этой дискуссии точку: раз штемпель нашли здесь, значит и монеты чеканили здесь же, в Тане-Азаке. Как уже отмечалось, монеты такого типа находили где угодно, но только не в Азове. Становится понятным, что только по найденным монетам нельзя устанавливать место чеканки или, тем более, названия городов, заключает Игорь Волков.
Датируются монеты 30-ми годами XV века – по керченскому кладу, обнаруженному в 1909 году. Правда, азакское жилище, в котором нашли штемпель, археологи относили к XIV веку, так что теперь дату постройки придётся пересмотреть.
Монетные штемпели очень редки. В Азове это первая подобная находка, говорит Андрей Масловский, заведующий отделом археологии в Азовском музее-заповеднике. Когда штемпели повреждались или снашивались, их уничтожали – чтобы их не могли использовать фальшивомонетчики. Азовский штемпель, скорее всего, просто потеряли, так что его обнаружение – большая удача.
Но, решив один вопрос, эта находка поднимает другой: где в Азаке был монетный двор? Похоже, что где-то рядом с местом обнаружения штемпеля. Что неудивительно: жилище, в котором его нашли, располагалось на одной из главных улиц средневекового города.
По материалам Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника (1, 2) и материалов статей О. Ф. Ретовского и М. М. Чорефа.