Подростковые эмоции меняются с утра до вечера

В раннем подростковом возрасте мозг к вечеру сильнее реагирует на удовольствия.

Бывает так, что одна и та же вещь, что раньше вызывала интерес, потом вызывает лишь скуку, что раньше радовало, потом печалит, и то же самое бывает с памятью и с прочей высшей, так сказать, нервной деятельностью. С одной стороны, человек живёт, накапливает опыт, и психика его меняется. Но психические вариации имеют место и по другим причинам, как это показывают сотрудники Бингемтонского университета.

В их экспериментах около двухсот детей от 7 до 11 лет играли в следующую игру: на экране перед ними было две двери, и если ты открывал правильную дверь, то получал 50 центов, а если открывал неправильную, то терял 25 центов. То есть с одной стороны в задании была награда за правильно угаданный ответ и удовольствие, связанное с этой наградой, а с другой стороны, был проигрыш и неприятные эмоции, с ним связанные. Исследователи хотели выяснить, как детский мозг реагирует на то и на другое – поэтому у детей одновременно снимали электроэнцефалограммы.

Оказалось, что мозг реагирует по-разному, и различия зависят не только от возраста, но и от времени суток. У детей постарше во второй половине дня мозг активнее реагировал именно на выигрыш (что особенно становилось заметно после пяти часов). У детей помладше всё было наоборот: на выигрыш мозг реагировал сильнее днём, а к вечеру на первое место становились сильнее реакции, связанные с неудачей. Подробно результаты экспериментов описаны в статье Psychophysiology. Похоже, что тут определённую роль играют биологические часы, но что именно за механизмы тут работают, ещё предстоит понять.

Авторы работы обращают внимание на то, что дети постарше, которые участвовали в экспериментах, входили в ранний подростковый возраст. Возможно, новые результаты помогут лучше понять, как вообще вести себя с подростками, у которых мозг к вечеру начинает меньше беспокоиться о наказаниях и прочих неприятностях и начинает сильнее реагировать на удовольствия. И если ребёнка, скажем, трудно усадить вечером за уроки, то нужно не идти поперёк особенностей созревания мозга и его биологических ритмов и не угрожать наказанием, а попробовать найти другую мотивацию для занятий – а для наказаний просто найти другое время суток.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее