ВИЧ хранится в мозге

Вирус иммунодефицита способен переждать терапию во вспомогательных клетках нервной системы и потом снова распространиться по всему телу.

Частицы ВИЧ на поверхности клетки. (Фото: ZEISS Microscopy / Flickr.com

Вирус иммунодефицита поражает иммунные клетки – так называемые CD4+ T-лимфоциты, или Т-хелперы. Они стимулируют активность цитотоксических Т-лимфоцитов (или Т-киллеров), которые уничтожают инфекцию и инфицированные клетки; они необходимы В-клеткам, чтобы те могли переключиться с синтеза антител одного типа на антитела другого типа; они усиливают бактерицидные свойства макрофагов – ещё одной группы иммунных клеток, которые блуждают по тканям и поедают всё подозрительное. И если Т-хелперы начинают погибать, то иммунитет чрезвычайно сильно проседает – что, собственно, и наблюдается при ВИЧ-инфекции.

Среди симптомов ВИЧ-инфекции есть и нейрокогнитивные расстройства – у больного ухудшается память, нарушается мышление и т. д. Известно, что вирус действительно проникает в мозг, причём довольно рано, на восьмой день инфекции. Здесь он проникает в клетки микроглии, выполняющие иммунные функции, и в астроциты – так называют группу вспомогательных клеток нервной ткани, которые питают и поддерживают нейроны, следят за их самочувствием и, кроме того, непосредственно вмешиваются в их работу. Живя в мозге, ВИЧ вполне может вызывать нейрокогнитивные симптомы, однако эти симптомы имеют место даже при эффективной антиретровирусной терапии, которая вполне успешно подавляет жизнедеятельность вируса. То есть ВИЧ, видимо, остаётся в мозге вполне активным, несмотря на терапию. И тут возникает естественный вопрос, не может ли вирус из мозга распространиться снова по всему телу.

Чтобы проверить это, исследователи из Университета Раша и других научных центров США пересадили мышам в мозг человеческие астроциты с ВИЧ. Для эксперимента выбрали именно астроциты ввиду того, что их функции чрезвычайно разнообразны. (Они, в частности, помогают функционировать гематоэнцефалическому барьеру, который стоит в кровеносных сосудах мозга и который должен следить, чтобы в мозге не попало ничего опасного.) Иммунную систему мышей подавили, чтобы она спокойно перенесла появление человеческих клеток. В статье в PLOS Pathogens говорится, что ВИЧ распространялся среди Т-хелперов мозга, которые потом мигрировали в другие органы, так что в результате вирус обнаруживался у мышей в селезёнке и лимфатических узлах.

Если к мышам применяли антиретровирусную терапию, то количество вируса, появлявшегося за пределами мозга, сильно падало, хотя он всё равно из мозга выходил. И если терапию прерывали, уровень вируса в среднем по телу повышался – его, например, снова можно было обнаружить в селезёнке.

Иными словами, мозг действительно служит резервуаром для ВИЧ, из которого вирус способен распространиться по иммунным клеткам других органов, несмотря на противовирусную терапию. Чтобы такая терапия стала ещё более эффективной, нужно придумать, что делать с мозговыми астроцитами, которые дают ВИЧ второй шанс.

По материалам MedicalXpress.