Спаривание сокращает жизнь

…но увеличивает плодовитость.

Что может быть необычного в том, что спаривание увеличивает плодовитость? Как-никак, спаривание обычно заканчивается зачатием, особенно у животных; было бы странно, если бы спаривание плодовитость уменьшало. Но в спаривании всё-таки есть собственно спаривание, и есть зачатие. И вот исследователи из Университета Отаго решили выяснить, влияет ли на организм спаривание само по себе.

Для этого молодых самок мышей знакомили с бесплодными самцами – животные могли спариваться, но потомства не появлялось. За самками потом наблюдали в течение всей их жизни. Оказалось, что у спаривания есть долгоиграющие последствия: спаривавшиеся самки вырастали более крупными, но при этом они жили меньше, чем самки, которые не спаривались. Если же спустя какое-то время тем и другим предоставляли обычных, плодовитых самцов, то самки с опытом спаривания рожали больше детёнышей. То есть спаривание само по себе, помимо беременности, продукции молока и всего, что следует за зачатием, влияет на самку – она проживёт в среднем меньше, но у неё есть шанс принести больше потомства. Правда, такой эффект был только от спаривания со стерильными самцами: в статье в PNAS говорится, что если молодым самкам с самого начала давали спариваться с обычными самцами, от которых можно было забеременеть, то потом они приносили меньше потомства.

Похожие результаты получались раньше в опытах с насекомыми, но с млекопитающими таких исследований до сих пор не проводили. Какие физиологические механизмы тут срабатывают, пока можно только предполагать, хотя очевидно, что тут должны работать гормоны, регулирующие половое поведение и беременность. Интересно было бы, кстати, проверить, влияет ли спаривание на продолжительность жизни и плодовитость у самцов. (Что до раннего отцовства, то мы как-то писали, что мужчинам оно жизнь сокращает.)

Распространяются ли полученные результаты на людей, также пока неизвестно. Но, вероятно, они пригодятся в животноводстве, где для повышения плодовитости каких-нибудь животных можно проводить, так сказать, установочные спаривания со стерильными самцами.