Стволовые клетки против лёгочного воспаления

От острого респираторного синдрома можно избавиться с помощью стволовых клеток, которые ослабят воспалительную реакцию в лёгких.

Острый респираторный синдром (или острый респираторный дистресс-синдром, ОРДС) сейчас у всех на слуху, поскольку у большинства умерших от коронавирусной инфекции COVID-19 именно острый респираторный синдром стал непосредственной причиной смерти.Но ОРДС возникает не только при коронавирусной инфекции, но вообще при вирусных заболеваниях лёгких. По сути, это сильное неконтролируемое воспаление, вызванное гиперреакцией иммунной системы, или цитокиновым штормом (когда в крови резко повышается уровень воспалительных сигналов – белков цитокинов). В целом смертность от тяжелой формы ОРДС составляет около 40 %, а у тех, кто перенёс ОРДС, часто остаются долговременные легочные, нейро-мышечные и когнитивные последствия. Притом сейчас не существует эффективной терапии ОРДС, и лечение в основном направлено на поддержание пациентов.

Мезенхимальные стволовые клетки человека. (Фото: NIH Image Gallery / Flickr.com

Сотрудники Упсальского университета и Московского физико-технического института (МФТИ) опробовали на двух больных с острым респираторным синдромом клеточную терапию – им ввели мезенхимальные стволовые клетки. Так называют разновидность стволовых клеток, которые можно найти в костях, в жировой ткани, в пуповине, в костном мозге. Они замечательны тем, что могут превращаться в специализированные клетки разных видов, например, в мышечные, или в клетки жировой ткани, или в клетки хряща, в клетки печени и ряд других. То есть у них в какой-то мере сохраняется всемогущество, или плюрипотентность эмбриональных стволовых клеток, из которых, как известно, получается вообще что угодно, от нейронов до костных клеток.

Другая замечательная особенность мезенхимальных стволовых клеток состоит в том, что они очень активно общаются с иммунитетом, посылая различные молекулярные сигналы различным иммунным клеткам. Эти стволовые клетки, например, мигрируют к местам повреждений и стараются ослабить там воспаление. Авторы работы надеялись, что мезенхимальные стволовые клетки, которые знают, как работать с иммунитетом, смогут ослабить воспаление у людей с острым респираторным синдромом.

Больные, которые участвовали в эксперименте, находились на аппарате экстракорпоральной мембранной оксигенации (то есть лёгкие уже настолько не справлялись с газообменом, что кровь приходилось насыщать кислородом в специальном аппарате вне тела), и клинические перспективы у обоих больных были неутешительны. Однако после введения стволовых клеток их состояние резко улучшилось, а затем они вообще полностью выздоровели. Медицинское обследование спустя пять лет не выявило практически никаких негативных последствий болезни, более того, некоторые показатели здоровья у этих пациентов выглядели лучше, чем у их сверстников. Результаты обследования опубликованы в American Journal of Respiratory and Critical Care Medicine.

Эффективность и безопасность клеточной терапии ранее показывали на примере других воспалительных болезней, и вот сейчас эффективности безопасность клеток продемонстрировали и для ОРДС. Важно, что клеточно-стволовую терапию можно использовать вне зависимости от того, какой именно вирус вызвал лёгочное воспаление – мезенхимальные стволовые клетки всё равно смогут ввести воспалительную реакцию в безопасный режим.

Впрочем, для того чтобы окончательно убедиться в их безопасности, нужны клинические исследования с большим числом добровольцев. До сих пор разрешение на такие исследования получить не удавалось, но тут подоспела эпидемия COVID-19, и шведские регуляторные органы, наконец, согласились разрешить клинические испытания в Академическом госпитале в Упсале. Осталось дождаться их результатов.

По материалам пресс-службы МФТИ.