Под Севастополем нашли шестьдесят три надгробия поздних скифов
Такие стелы довольно редки, так что теперь это самая большая коллекция подобных находок.
Некрополь Киль-Дере находится в окрестностях Севастополя, в Инкерманской долине, и датируется рубежом I-II – концом IV века. Поздние скифы – условное название варварской культуры, которая находилась под сильным греческим влиянием. Раньше считалось, что эти варвары были прямыми потомками «классических» скифов, которые кочевали в степях Северного Причерноморья примерно с VII века до нашей эры и оставили после себя знаменитые курганы.
Но потом оказалось, что поздние скифы появились в Крыму только в III веке до н.э., а их предполагаемые предки, скифы «классические», исчезли около IV века до н.э. То есть между «предками» и «потомками» образовалась лакуна примерно в столетие. Кроме того, позднескифская культура при ближайшем рассмотрении оказалась пропитана влиянием соседних греческих городов, сарматов и фракийцев. Один из ведущих специалистов по поздним скифам, директор заповедника «Неаполь Скифский» Юрий Павлович Зайцев считает, что позднескифская культура – это культура без собственного лица. То есть некое сообщество, впитавшее в себя элементы других культур и не имеющее никаких своих специфических черт.
В Крыму поздние скифы занимали три региона – Предгорья, Юго-Западный Крым (горы) и Северо-Западный (степь). Кажется, появились они сначала в Предгорьях, и только потом – в Северо-Западном Крыму. Юго-Западную часть полуострова поздние скифы осваивали в два или даже больше приёмов – сначала там основали два-три крупных поселения, а потом, уже в первые века нашей эры, плотно заселили этот регион. Его жители, судя по всему, очень тесно общались с соседним греческим Херсонесом. Именно в этой части Крыма и находится могильник Киль-Дере.
Его обнаружили в 2018 году и исследовали раскопками в 2020. Работы охранные – их проводили перед строительством трассы «Таврида». Всего экспедиция Института археологии РАН открыла 232 погребения. К сожалению, только 14 из них оказались неграблеными: «черные» копатели разворовывали некрополь в течение многих лет. Судя во всему, они располагали землеройной техникой и металлоискателями.
Некрополь расположен на холме, погребения покрывают его почти полностью. Больше всего могил в центральной части кладбища, там они нередко перекрывают друг друга.
Хоронили на Киль-Дере тремя способами: в подбойных могилах, в каменных ящиках или кремировали покойников и складывали их прах в амфоры. Интересно, что обряд менялся со временем. Если в конце I и во II веке преобладали подбойные погребения, то в III веке их сменяют каменные ящики и кремации в амфорах. Погребальный обряд обычно очень консервативен, так что такие перемены могут говорить о серьёзных изменениях в составе населения.
Находки из погребений обычны для поздних скифов: краснолаковая посуда, стеклянные сосуды, металлические предметы. Впрочем, археологи отмечают, что большинство предметов, вероятно, самые интересные, забрали грабители. О том, что находок должно быть больше и они были богатые, говорит количество надгробий. Вероятно, их устанавливали над погребениями знатных людей, а некрополь Киль-Дере имел какой-то особый статус,– считает Олег Васильевич Шаров (д.и.н., руководитель работ).
Киль-Дере – один из многих позднескифских могильников в Юго-Западном Крыму. Хорошо исследованы Чернореченский, Инкерманский и Усть-Альминский могильники, некрополи «Совхоз № 10», Бельбек IV. Один из таких могильников – Фронтовое 3 – экспедиция ИА РАН открыла недавно и тоже перед строительством «Тавриды». Он оказался неграбленым.
По материалам пресс-службы ИА РАН.