Тройное оружие против «асбестового рака»

От плевральной мезотелиомы избавляют радиотерапия, скальпель хирурга и два иммунотерапевтических препарата.

Чаще всего мезотелиома поражает плевральную оболочку лёгких. (Иллюстрация: Alexmit / Depositphotos

«Асбестовым раком» мы назвали мезотелиому – не самую распространённую, зато чрезвычайно агрессивную опухоль, которая поражает мезотелий. Это особый вид ткани, которая окружает внутренние органы. Например, наши лёгкие находятся в специальной сумке, которая называется плеврой. Соответственно, опухоль, которая поразит мезотелий плевральной сумки, будет называться плевральной мезотелиомой. Похожие сумки есть вокруг сердца (называется перикард) и вокруг кишечника (брюшина), хотя в перикарде и в брюшине мезотелиомы случаются намного реже, чем в плевре.

По статистике, в 80% случаев мезотелиома развивается из-за асбеста. Он широко используется в самых различных областях, например в строительстве, автомобильной промышленности и ракетостроении. При этом асбест – один из известнейших и сильнейших канцерогенов, и те, кто работает с ним без какой-либо защиты, чрезвычайно рискуют. Поскольку, как было сказано, большая часть мезотелиом возникает под действием асбеста, эту опухоль можно назвать «асбестовым раком», но лучше с кавычками – потому что, во-первых, есть и другие случаи мезотелиомы, не связанные с асбестом, и сам асбест провоцирует не только мезотелиому, но и другие виды опухолей.

Три главных типа лечения онкозаболеваний – это радиотерапия, химиотерапия и иммунотерапия, не считая, конечно, хирургического удаления опухоли. Как пишут в Science Translational Medicine исследователи из Центральной больницы Торонто, против мезотелиомы лучше использовать не какую-то одну, а две терапии – радио- и иммунотерапию, причём иммунотерапевтических препаратов нужно два. Эксперименты ставили с мышами, у которых была плевральная мезотелиома. Мыши получали курс облучения, длившийся от трёх дней до недели. Одновременно им давали препарат, взаимодействовавший с интерлейкином-15. Это сигнальный иммунный белок, стимулирующий размножение Т-лимфоцитов и естественных киллеров (так называют класс иммунных клеток, в чьи функции входит также и защита от опухолей). Интерлейкин-15 не только увеличивает число тех и других, но и активирует их, вводит в боевой режим. Другой иммунотерапевтический препарат действовал на клеточный рецептор, принуждающий раковые клетки к гибели.

От обоих препаратов у мышей становилось больше иммунных клеток, которые целенаправленно уничтожают клетки опухоли. Одна из главных проблем с мезотелиомой состоит в том, что после радиоудара, уничтожающего основной очаг болезни, всё равно остаётся какое-то количество злокачественных клеток, плавающих в плевральной полости (если речь идёт о мезотелиоме лёгких). Чтобы по возможности истребить и эти клетки тоже, нужно специально раззадорить иммунную систему. Задачу можно решить, если к радиотерапии добавить два вышеописанных препарата: раковые клетки исчезнут, притом такая комбинированная терапия будет достаточно мягкой для организма в целом.

Даже простое совмещение радио- и иммунотерапии избавляло от болезни 40% больных мышей. Если после облучения опухоль ещё и вырезали, продолжая давать животным иммунопрепараты, то выздоравливали уже все мыши без исключения. При этом иммунный ответ на опухоль оставался с мышами надолго. Если спустя три месяца вводили раковые клетки, иммунитет их уничтожал. То есть иммунная система запоминала, с кем надо бороться – терапия действовала, подобно вакцине, которая готовит иммунитет к будущим встречам с болезнью.

Исследователи полагают, что их метод лечения будет достаточно эффективен даже на достаточно поздних стадиях мезотелиомы. Остаётся надеяться, что и в клинических экспериментах результаты будут столь же многообещающими.