Лекарство от сердца помогает против ожирения

Антиаритмический препарат дигоксин возвращает жировым клеткам нормальный обмен веществ.

Бывает, что лекарство против одной болезни оказывается эффективным против другой болезни, как будто никак не связанной с первой. Например, мы писали, как препарат от алкоголизма губит раковые клетки, как лекарство от диабета мешает размножаться ВИЧ, как лекарство от гриппа может спасти от сепсиса и как антихолестериновые препараты помогают пережить COVID-19. И вот ещё один пример: в статье в Nature Metabolism сотрудники Национального онкологического центра Испании сообщают, что сердечный препарат дигоксин может быть вполне эффективным против ожирения.

Дигоксин – одно из самых популярных антиаритмических средств. Он действует на мембранный фермент, от которого зависит поток ионов натрия и калия и их концентрация по обе стороны мембраны. Под влиянием дигоксина в сердечной клетке повышается концентрация натрия, и это запускает целую цепочку событий, корректирующих работу сердца. Но у дигоксина есть и другой эффект – он подавляет синтез иммунного сигнального белка интерлейкина-17А (IL-17A), который стимулирует воспаление. Получается, если дигоксин уменьшает количество IL-17A, он должен работать как противовоспалительное средство.

При этом уже давно известно, что ожирение связано с воспалением. Воспалительных белков, вообще говоря, существует не один и не два. Однако исследователям удалось показать, что IL-17A – как раз тот воспалительный белок, который напрямую действует на жировую ткань, меняя в ней метаболические настройки. Из-за IL-17A обмен веществ в жировых клетках становится таков, что повышается вероятность и ожирения, и диабета второго типа, и сердечно-сосудистых заболеваний.

Дигоксин же возвращал клетки в нормальное метаболическое состояние. У мышей, ожиревших на высококалорийной диете, уже через несколько недель на дигоксине уменьшался вес, и, что важно, никаких побочных эффектов у них не проявлялось. Эффект продолжался как минимум восемь месяцев, то есть устойчивости к препарату у мышей не возникало.

Какие именно клетки выделяют интерлейкин-17А, действующий на жировую ткань, и как определённая диета повышает уровень воспалительного сигнала, авторы работы пока не знают. Впрочем, это не мешает дальше экспериментировать с дигоксином. В его пользу говорит то, что используют его в медицине давно. Но используют его всё же непосредственно для сердца. Как он будет действовать на человеческий жир и можно ли его использовать при ожирении, равно нужно ещё проверить.