№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Простудные коронавирусы помогают иммунитету бороться с COVID-19

Иммунная память о прежних коронавирусных инфекциях усиливает иммунный ответ как при настоящей COVID-19, так и при вакцинировании от неё.

Кроме опасных коронавирусов, которые вызывают острые респираторные синдромы — MERS-CoV, SARS-CoV и новый SARS-CoV-2 — есть другие, которые не вызывают ничего сильнее обычной простуды. Коронавирусы в большей или меньше степени похожи друг на друга, на то они и родственники. Возникает вопрос, может ли наш иммунитет, запомнив простудный коронавирус, узнать по общим чертам новый SARS-CoV-2? Под общими чертами следует понимать сходство в структуре вирусных белков, с которыми имеют дело иммунные клетки.

Коронавирус SARS-CoV-2 под электронным микроскопом. (Фото: NIAID / Flickr.com

Такие исследования проводили, и про некоторые мы писали. В мае 2020 года в Cell была опубликована статья о том, что в крови людей, которые никогда не болели COVID-19, есть иммунные клетки, способные узнавать новый коронавирус. А в августе того же года Science опубликовал работу, авторы которой сообщали, что у безобидных простудных коронавирусов иммунитет может выучить более ста молекулярных особенностей, по которым потом узнает и новый коронавирус SARS-CoV-2. Тем не менее, всё равно оставался вопрос, действительно ли иммунные клетки, которые запомнили простудные коронавирусы, помогают бороться с COVID-19. То, что они есть, и то, что они способны узнавать новый коронавирус SARS-CoV-2, ещё не означает, что вносят существенный вклад в борьбу с ним.

Однако они вносят — об этом в Science пишут сотрудники медицинского центра «Шарите» в Берлине, Института молекулярной генетики Общества Макса Планка и других научных центров. С середины 2020 года исследователи работали с добровольцами, у которых в случае COVID-19 начинали тщательно изучать иммунные следы прошлых коронавирусов (естественно, специально COVID-19 никого не заражали, полагались на волю случая). Если новый коронавирус попадал в организм, то иммунная система мобилизовывала и те иммунные клетки, которые помнили слабые простудные коронавирусы — то есть такие клетки действительно участвуют в иммунном ответе на SARS-CoV-2. Более того, эффективность иммунного ответа на SARS-CoV-2 зависела от количества клеток, помнящих простудные коронавирусы — потому что они лучше распознавали белки SARS-CoV-2, чем те клетки, которые с коронавирусами до сих пор не сталкивались и учились иметь с ними дело на новом SARS-CoV-2. С памятью о простудных коронавирусах иммунитет быстрее реагировал на начинающуюся COVID-19 и не давал новому коронавирусу сильно размножиться.

Прежние коронавирусы также помогали при вакцинировании: у людей, которые переболели коронавирусной простудой, после вакцины против SARS-CoV-2 вдвое быстрее появлялись активированные Т-лимфоциты. И даже после первой дозы вакцины антитела начинали вырабатываться так, как это бывает, когда при вакцинации используют усилитель иммунного ответа.

То есть память о простудных коронавирусах усиливает иммунную систему против SARS-CoV-2 как при настоящей инфекции, так и при вакцинировании. Правда, с возрастом число клеток, которые помнили бы прежние коронавирусные инфекции, постепенно уменьшается, то есть помощь прежних коронавирусов при борьбе с COVID-19 ощущают только относительно молодые люди.

Автор: Кирилл Стасевич


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее